"Гарри Поттер и Философский камень". Музыка шахмат.

Mar 06, 2020 19:48

Недели полторы назад меня заколдобило на "пятерках" в сцене шахмат фильма "Гарри Поттер и Философский камень". Но потом у этого марлезонского балета оказалась и вторая часть, так что мой сегодняшний пост посвящается тем людям, которые в шахматном саундтреке подозревают какой-то подвох. А также тем, которые ничего не подозревают, но сейчас это прочитали и хотят узнать, в чем там дело.

Сперва напомню, с чего все началось, а потом пойду дальше.

1. С одной стороны, есть музыка кино, которая почти всегда движется на четыре счета. Чуть реже - на три счета. И чтобы она начала движение на какой-то другой счет (типа на пять, на семь или вообще на одиннадцать), в голове композитора сперва должно произойти что-нибудь интересное.
2. С другой стороны, есть кинокомпозитор Джон Уильямс, который обласкал чуть ли не весь мировой кинематограф и фокусничает дай бог каждому (например, возьмет и перевернет какой-нибудь мотив с ног на голову). Но в "Философском камне" он дотянулся и до математики. В сцене финальной шахматной партии музыка начинает шагать не на стандартные четыре счета (что было бы логично, шахматы = квадрат), и не на три, а на пять.

И пока Джон Уильямс, как подорванный, рисует эти километры пятерок, на экране происходит вот что.
1) Рон решает принести себя в жертву и делает шахматный ход;
2) Рон подставляется под удар ферзя и падает (то ли умер, то ли нет, неизвестно);
3) Гарри объявляет шах и мат белому королю. Партия заканчивается, и Гарри сейчас пойдет дальше, к зеркалу Erised.

В фильме это звучит вот таким образом. Я вместе с Уильямсом пока порисую пятерки, а вы заодно послушайте, что происходит с мелодией - нам пригодится.

image You can watch this video on www.livejournal.com


[Так что там с мелодией?]
Так что там с мелодией?
Вот именно. У Уильямса есть все ноты мира, а он все повторяет и повторяет один и тот же мелодический оборот. Вот этот. Аж 28 раз.



Спасибо за подсказку, Джонни. Как только в музыке начинаются вот такие демонстративные повторения одного и того же (особенно у композиторов, которые отсутствием фантазии не страдают) - это один из самых заметных маячков "а вот тут закопали что-то интересное".
[Клянусь Геннадием Гладковым] Если вы читали про мое свидание с музыкой из фильма "Джентльмены удачи", там та же самая история. Повторенье - мать не только ученья, но и ответов на вопросы.

Как ни странно, наш первый подсказчик - это тот добрый человек, который превратил книжный текст Ролинг в конкретную шахматную партию для кино. Если вы помните первую книгу, Ролинг лишь обозначает названия шахматных фигур, за которые играют Гарри, Рон и Гермиона, а все остальное у нее просто хореография: Гарри/слон пошел на 4 клетки вперед, Рон/конь беспрерывно метался по доске, и т.п. Но в фильме перемещения фигур озвучены четко, и первый ход, который назначает Рон - черная пешка на E5.
Пятерка и пятая буква английского алфавита. Две пятерки.

Вернемся к музыке.
Уильямс не просто повторяет мелодию 28 раз: он, как добросовестный телеграфист, отстукивает один и тот же ритм.
Снова смотрим в ноты и превращаем четверти и восьмые в длинные и короткие звуки. То есть в тире и точки.



И пока терпеливые люди гуглят английскую Морзе, нетерпеливые могут посмотреть вот сюда.
[Что, опять?]


Две буквы "V". Которые выглядят как две римских пятерки. Опять.
И давайте хватит уже про пятерки, лучше сделаем следующий шаг - к буквам.

Чтобы понять, что имеет в виду Уильямс, попробуем вычислить его логику.
1) Вот эта часть конструкции зеркалит сама себя.


2) Если последить, какую часть мотива Уильямс уводит вниз, а какую вверх, получается, что вторая буква "V" находится не в прямом, а в перевернутом положении.
Кстати говоря, про то же самое говорит и морзянка: если перевернуть вторую "V", то правые точки-тире, тоже перевернувшись, создают идеально зеркальную картину. Как в зеркале Erised.


3) Правую и левую часть соединяет конструкция из трех коротких звуков. И если рассматривать ее саму по себе, то это буква "S" (Салазар Слизерин, змейка на кране, который показывает проход в Тайную комнату и т.д.). Но в общей логике построения ее лучше рассматривать как еще одну букву "V", которой не дорисовали вторую половину, поэтому она существует в виде одной линии.


А теперь всё вместе.

Джон Уильямс 28 раз нарисовал знак, который состоит из прямой и перевернутой букв "V", объединенных общей линией.

Думаю, вы уже либо догадались, либо начинаете догадываться - но в любом случае, я сделала видео с объяснялками. Под конец вместо буквы "V" будет выступать пошлая галочка (все, что мне попалось в разделе анимированных знаков, а мне хотелось именно анимации), но для иллюстрации идеи сгодится.
Фрагмент укорачиваю, и так все понятно.
Готовы?

image You can watch this video on www.livejournal.com



[Что из этого следует]И понимаете, дело не только в том, что Уильямс чертов гений, потому что с помощью звуков может нарисовать даже знак Авады Кедавры.

И не только в том, что Ролинг наверняка вдохновлялась образом "Смерть, играющая в шахматы" в бергмановской "Седьмой печати" (привет, семь частей поттерианы!), либо непосредственно фреской, которой вдохновлялся сам Бергман.

А в том, что у этой сцены появляется дополнительный подсмысл.
Только что Гарри увидел видоизмененную, театрализованную версию того момента, когда ему влепили на лоб шрам в виде молнии, и когда какой-то рыжеволосый человечек пожертвовал собой - лишь бы он, Гарри, мог что-то там продолжать.
И это ровно то самое, о чем говорит Дамблдор.



"Те, кого мы любим, никогда по-настоящему не покидают нас, Гарри.
И даже смерть это не
изменит".

Алгеброй гармонию, Синема, ГП

Previous post Next post
Up