Весенняя пятерка на Кавказе. Часть 5

May 11, 2019 16:51

Первое кольцо.

С утра было солнечно, но холодно. Довольно скоро вышли на снег. Небо затянуло и пошел дождь. Под дождем расставили палатки и легли спать. Особо готовить не стали.

Утро было ясное. Одно плохо. Жители одной из палаток неудачно ее натянули и за ночь промокли. Надо было сушиться. А где? Кругом снег. Вдруг невдалеке от тропы (все было покрыто снегом, но тропа угадывалась) обнаружили что-то вроде сарая или навеса. И крыша была сухая. Кстати, о досках там и не слышали. Поэтому все было из бревен и "покрыто" щепой. Раскинули спальники и т.п. и ждем когда просохнут. Через 2 часа вышли и шли до вечера.

По правде говоря, я не помню названий перевалов в первом кольце. И не хочу копаться в справках, чтобы эти названия выудить. Помню только, что они соединяли Верхнюю и Нижнюю Сванетию и были расположены в Сванском хребте. С них открывались замечательные виды на Главный Кавказский Хребет. А посмотреть было на что! Безенгийская стена, Ужба, Шхельда, Шхара, Донгуз-Орун... Классика!

Было в кольце два перевала 2А, один 1Б и один 2Б. Ни один из этих перевалов не представлял больших технических сложностей. Скалы и ледники были засыпаны снегом и мы шли в связках. Трещины легко угадывались и либо обходились, либо проходились на страховке. Один раз участник провалился в трещину (я был на страховке), но провалился только по пояс. Я успел "законтрить" веревку.

Там, где трещин не было, и было круто, шли в связках "на три такта". То есть, вбиваешь в снег как можно глубже ледоруб, выбиваешь ногами ступени и делаешь один шаг. Изнурительно, но не сложно. Связки постоянно меняются местами поскольку более получаса первый (тропящий) не выдерживает.

Надо сказать, что по весне снег в горах не тот мягкий и пушистый снег, который мы знаем по средней полосе. Из-за того, что днем он сверху подтаивает,а ночью замерзает то, что я называю снегом, на самом деле называется фирном и фирн довольно плотный. Но не лед! Поэтому ледовые крючья (ледобуры) в нем не держат. Приходится использовать ледорубы. При страховке их забивают по самую головку и становятся на них. К ледорубу пристегивается карабин, а через него проводят веревку. При движении на три такта ледоруб используется для поддержания равновесия. Поэтому его забивают "как могут".

Как я упомянул, связки меняются местами. Поэтому заранее сказать кто первый взойдет на перевал невозможно. При прохождении одного из перевалов Борис бил ступени чаще других, а на перевал первой должна была выйти моя связка (так получилось). Второй в моей связке шла молоденькая девочка, Оля. Я для себя решил, что дойдем почти до перевала, там притормозим и пропустим Бориса вперед. А Оля хотела того же, но притормозила меня даже раньше. Порядок был важен, т.к. это было первопрохождение перевала. Сергей "открыл" этот перевал,читая отчет туристов из МАИ. Они предположили, что там можно пройти, а Сергей (по большому блату) получил фрагмент аэрофотосъемки и увидел, что, действительно, проход есть. Этот перевал не был особенно нужен. Рядом был другой, правда, ведущий в другую долину. Но ниже обе долины сливались.

Но туда мы не дошли, а спустились метров на 500. Перебравшись через разрушенный хребет оказались в долине следующего перевала. На самом деле, мы прошли туда и обратно с двух сторон вершины. Таким образом мы провели выше уровня снега 6 дней и прошли 4 перевала. Обстановка к днёвкам не располагала - кругом снег.

Весеннее солнце очень "злое". Выйдешь незащищенным и вмиг обгоришь. Нахождение на солнце или даже в тумане без защитных очков грозит снежной слепотой. Очки должны быть стеклянными и защищать глаза не только спереди, но и с боков. Лучше всего подходят сварочные очки-консервы.

С погодой нам везло. После первых дней дождей и снега не было.

Итак, на седьмой день мы вернулись в село за заброской. Хорошо, трава!

Продолжение следует..
Previous post Next post
Up