Лучше гор могут быть только горы. часть 5

Apr 18, 2019 16:53

Перевал Чимтарга..

Вышли рано, около пяти. Холодно. Седловина перевала видна все время пути. Путь не сложный, но перевал очень высокий - 4750 метров. От Мутных озер набор высоты 1200 метров. Высота дает себя знать. Расписание движения прежнее - 35/10. То есть, 35 минут идем, 10 отдыхаем. По примеру Володи я не снимаю рюкзак на отдыхе. У некоторых участников начинаются симптомы горной болезни - болит голова. Чувствуется недостаток акклиматизации.

Практически весь путь подъема представляет собой чередующиеся участки крутых уклонов и пологих площадок. Сначала по некрутым осыпям поднимаемся к леднику пика Энергия. Ледник без трещин по нему выходим к скальным, сбросам, которые обходятся по крутому снежнику. Так движемся около четырех часов и выходим в цирк перевала. Слева пик Энергия, справа Чимтарга, а между ними широкая седловина перевала. В тот год она была частично покрыта снегом. Местами видны нависающие снежные карнизы. В цирке несколько подготовленных мест для стоянки. Но мы не собираемся ночевать.

Воды нет. Для чая наковыряли снега из снежника и растопили на примусах. Володя и Коля раздают "перекус". Сухари, сахар, сухофрукты и по куску копченой колбасы. Вода кипит, но температура недостаточна для заварки чая. Поэтому его кипятим (варим).

Вокруг камень, лед и снег. Ни травы, ни деревьев. Некоторые камни покрыты лишайником, К нашему удивления на снежнике находим несколько бабочек. Видимо их занесло на эту высоту ветром из долины.

На перевал можно подняться "в лоб", по леднику, но тут потребуется серьезная скальная техника, либо по осыпным валам вершины Чимтарга. Выбираем второй вариант и идем по осыпям. Осыпь "живая", т.е. едет под ногами. Местами крутизна 25 градусов. Так добираемся до тропы, ведущей на седловину. Длинным траверсом с медленным набором высоты по снегу и осыпям выходим на перевал. На перевале дует очень холодный ветер. В середине седловины из камней сложен тур, в котором мы нашли записку группы из Свердловска. Забираем ее и оставляем свою. Панорама с перевала просто потрясающая.

Налево просматривается начало пути на пик Энергия. Однако, Рихард объяснил, что с таким составом как наш туда идти нельзя. Нужна более серьезная подготовка. На перевале есть место для палаток, но ночевать там не просто. Ночью температура достигает -15.

Спуск с перевала по снежно-осыпному склону выводит к кулуару с плотным снежным покровом. Было бы удобно спуститься по нему, но не в три часа дня. Со всех сторон со стен кулуара летят вытаявшие камни. Поэтому забираемся на осыпной вал справа по ходу и по нему спускаемся вниз. На этом маневре мы потеряли около часа, но безопасно спустились на тропу к реке Правый Зиндон. По тропе дошли до озера Верхнее Алло.

Значительно теплее хоть уже и вечер. Быстро разбили лагерь и легли спать. Утром встали и дошли до озера Большое Алло. После Чимтарги - там рай. Трава, деревья и цветы. Устроили дневку. Немного побродили по окрестностям и нашли "поляну незабудок". Действительно, небольшая долина, заросшая незабудками.

Перевал Двойной..

Путь к перевалу Двойной начинается у Верхнего Алло. Так что нам пришлось вернуться. Вышли рано и в 6:30 были у озера - практически на месте нашей ночевки день назад. По реке пошли в направлении перевала. Подъем не сложный, но запутанный. Тропа выводит в цирк перевала Двойной. Справа очень сложный (3А) перевал Блок (но нам туда не надо). Из цирка видна седловина перевала и кажется, что на него можно выйти "в лоб". Однако там круто и видимо местами голый лед. Т.е. понадобятся кошки, ступени и веревки скорее всего. Тем самым сложность возросла бы до 2А/2Б.

На самом деле надо начинать подниматься вверх прямо от того места, где морена фактически упирается в перевальный взлет, все время сильно забирая по косой вправо. Там осыпной склон (25-30 градусов), в нижней части которого прослеживается тропа, потом теряющаяся в верхней части. Так и идут, траверсом осыпного склона с набором высоты, в направлении на слабо выраженную вершинку, находящуюся прямо над характерным скальным зубом. Незадолго перед выходом на вершинку склон пересекают два узких снежничка. Снежнички были неширокие но крутые, надевать кошки только ради этих снежничков не хотелось. Поэтому мы вырубили ледорубом необходимое количество ступеней и пересекли их.

Осыпная вершинка - та, которая выше зуба, на которую надо подниматься - на самом деле является узловой вершиной. Если с нее начать спуск в левую сторону, то придешь на оз. Бирюзовое, и дальше на р. Казнок. А направо пойдешь и спустишься в направлении озера Искандеркуль. Но нам к Казноку.

Спуск не сложный, но вначале крутой. Затем выходит на пологий снежник, переходящий в каньон реки Казнок. То есть, река течет под громадными камнями, между которыми мы пробирались вниз. Очень выматывающий спуск. Высота еще около 3700. Во время перекуса сидели на камнях и вдруг Коля увидел орлов, летающих ПОД нами. Посмотрел он на них и говорит: "Чтобы я себя лучше чувствовал от того, что я забрался выше этих пернатых, так нет". Орлы планировали и периодически "срывались с места" и камнем падали вниз. Кальо пошутил, что, наверное, очередь за мясом подошла. (Советский Союз есть Советский Союз! Очереди за мясом были даже в Эстонии).

Вообще, по Фанским горам шастает много народу. Поэтому живности особо не видно. Но орлам виднее. В других горных системах (особенно Тянь-Шань) полно всяких сусликов, сурков, ласок и т.д.

Кажется в самом конце спуска мы увидели горных туров (или еще каких-то козлов). Их было "человек" 10. Во главе "козел в законе". Они стояли на скальном уступе и, как мне показалось, хвалились своей красотой. Мы смотрели на них, а козлы смотрели на нас. Потом им надоело любоваться нами и стадо полезло вверх по вертикальной скале. По крайней мере так казалось издалека.