Лучше гор могут быть только горы. часть 1

Apr 08, 2019 12:34

Не помню писал ли я, что в молодости много занимался горным туризмом. Давно это было, но каждый поход, как пепел Класса, стучит в мое сердце. Попробую описать некоторые.

Начало

После окончания Физтеха я отработал год в институте АН СССР и наступило время летних отпусков. Дочка с бабушкой уехали в Прибалтику, жене отпуск полагался осенью... Было непонятно куда деваться. Вдруг подходит ко мне приятель по работе, Коля Молчанов, и сообщает, что его друг купил две путевки в турпоход по Фанским горам, но ехать не может по семейным обстоятельствам. Стоит 80 рублей и они снабжают всем: продовольствием, транспортом и горным гидом. Маршрут в июле и начинается в Самарканде. Но нужна справка из спортивного диспансера.

Я посоветовался с друзьями и оказалось, что один из них уже побывал в Фанах, но на более простом маршруте. Ему очень понравилось! Он показал мне слайды и мне тоже очень понравилось.

Зашел в спортивный магазин и купил классический альпинистский рюкзак Абалакова. (Я тогда еще не знал, что он классический).

Но нужна справка из спортивного диспансера.

Диспансер находился в полукилометре от института. Туда и отправился. В Москве тем временем установилась довольно жаркая погода - градусов 30. В диспансере все по взрослому: терапевт осматривает, хирург ощупывает, давление измеряют и кардиограмму снимают. На кардиограмме меня и подловили. Присоски на меня лепила медсестра, девушка лет двадцати. Она была одета в легкий белый халатик и шапочку. В связи с жарой больше на ней ничего не было. Естественно, когда она крутилась вокруг меня, это было "private belly dancing". По сей день жалею, что пуританское воспитание не позволило мне "познакомиться с ней поближе".

Итак, исполнив танец, она посмотрела на кардиограмму и дала заключение: "Все в норме, но пульс высокий". Впоследствии я несколько раз получал подобные справки, но больше мне так не везло.

Полетели.

Вылетали из Быково в 10 утра. Нас загнали в самолет и промурыжили на стоянке два часа. Самолет разогрелся не в шутку. Только после взлета включили кондиционер и стало прохладно. Полет продолжался четыре часа поэтому прилетели в 6 вечера по местному времени. При выходе из самолета трап находился рядом с пышущим жаром двигателем. Коля высунул нос из самолета, отпрянул назад и сказал: "хочу в Москву". Действительно, воздух на трапе был раскален как в сауне. Но и вне сферы интересов двигателя было тепло. Градусов 35-40.

Прилетели.

В аэропорту нас встретили и автобусом доставили на турбазу в старом городе.

Самарканд как бы состоит из двух городов: старого и нового. Они абсолютно не похожи. Старый город, с центром на площади Регистан, это памятники многовековой истории. Колоссальные, надо сказать. Больше всего запомнились площадь Регистан и обсерватория Улукбека. Улицы в жилой части старого города извилисты и пыльны. Вдоль них текут арыки с довольно грязной водой. Все дома без окон, выходящих на улицу. То есть, окна выходят во двор (сад). Новых зданий почти нет (турбаза была одним из немногих исключений). Транспорт - автобусы.

Новый город, заложенный в конце девятнадцатого века вскоре после завоевания его русскими войсками, мало чем отличается от городов центральной России. Транспорт - трамвай и тролейбус.

Кстати, в Самарканде в те времена в троллейбусах можно было курить, а в автобусах нельзя.

На следующий день были очень интересные экскурсии по старому городу. Жарко! Мы с Колей и примкнувшим к нам эстонцем Кальё отправились в чайхану, где с успехом высосали по громадному чайнику зеленого чая. Надо сказать, что зеленый чай содержит много кофеина. Поэтому, когда вечером врач пришел измерять давление, оно в всех троих оказалось слегка повышенным: 130/85. Мы с трудом договорились с ним, что он выпустит нас на маршрут, а мы измерим давление на турбазе в горах.

В группе было 12 человек из Москвы, Воронежа, Казани, Саратова, Караганды и других городов. Практически все молодые инженеры. Горный туризм всегда был спортом интеллигенции. Появился и инструктор - молодой парень, альпинист-перворазрядник Рихард. Он был эстонцем из Сибири. Кальё потолковал с ним, вернулся к нам и сказал, что Рихард из семьи сосланных в Сибирь. Особо они не общались. Кальё был партийным и общаться с ссыльным ему было "западло".

Поехали.

Вечером нам выдали снаряжение, включая отриконенные ботинки (трикони), штормовые костюмы, палатки-серебрянки, веревки, котлы для готовки... Более опытные участники отобрали продукты: крупы, сахар, масло, тушенку... Рюкзаки получились тяжелыми: около 40 кг. на мужика и 25 на женщину.

Утром мы погрузились в бортовую машину и "спортивная часть похода" началась.

Через полтора часа мы были в таджикском, городе Пенджикент. Из Самарканда в Пенджикент идет довольно приличное шоссе. По обеим сторонам шоссе сады. Яблони, абрикосы, персики... В Пенджикенте остановка (естественно, около чайханы). Рихард смотался на площадь и купил пару дынь и пару арбузов. Нам он обьяснил, что местные жители днем не едят ни супа (шурпа), ни плова - жарко. Едят фрукты. В качестве основного блюда дыни с хлебом, а в качестве "десерта" арбузы и чай (естественно зеленый). Чайханщик разрезал дыни и арбузы. Причем разрезал их по спирали. Также дал хлеб-лаваш. Как выяснилось, этой еды оказалось достаточно до вечера. Сели в наш грузовик и по горной дороге приехали к ущелью перевала Алаудин.

Грузовик выбросил нас у начала тропы к Куликолонским озерам. Там подьем метров 500 по хорошей тропе. Идти с непривычки тяжело плюс жарко. Я, честно говоря, морально не был готов к такой нагрузке, хотя физически был в хорошей форме. Но все идут и я иду. Через два с половиной часа подошли к озеру и поставили там лагерь. Натащили веток арчи (такая низкорослая сосна). Разожгли костер и приготовили ужин.

Быстро стемнело. Ночь была теплая. Небо абсолютно черное и звезды с кулак... Костер, чай и гитара.

Утром Рихард отослал нас, троих "гипертоников", на турбазу, расположенную в километре от лагеря, а сам с остатком группы пошел к перевалу Флюорит. Правда сказал, что, поскольку мы сюда добрались, давление будет нормальное. И действительно, у всех троих 120/80.

План был, что мы вернемся в лагерь и будем ждать возвращения группы, но Кальё предложил сбегать наверх и догнать их. Там от лагеря подъем около трехсот метров.  Шли очень быстро и догнали. Короче, к подножью перевала Флюорит вышли все вместе. На самом деле, до перевала было еще далеко, но решили дальше не идти и посидели у одноименного озера. Озеро замечательно тем, что со стороны тропы к нему простой спуск и даже есть галечный пляж. Правда купаться в нем не получается - вода градусов 6. А с другой стороны в озеро входила вертикальная стена. Название перевала отражает его народно-хозяйственную ценность. Точнее отражало. Раньше в тех местах была флюоритовая шахта. Флюорит кончился, шахту забросили, а название осталось. Тем не менее, порывшись в отвалах можно найти довольно большие куски прозрачного камня. Я порылся и нашел кусок размером с кулак. Привез его в Москву и мой приятель, Миша, разрезал его на две части и частично отполировал. Я отдал ему одну часть, а второй пользовался как пресс-папье лет 25. Сейчас он в Москве у дочки.

Следующим утром мы вышли к превалу Алаудин.