Лучше гор могут быть только горы. часть 2

Apr 11, 2019 14:05

Техническое отступление.

Горный туризм является ветвью альпинизма, популярной в некоторых странах. Как то: СССР, Норвегия, Швеция. В СССР он активно культивировался спорткомитетом и профсоюзами. Во многих районах были клубы туристов, а в этих клубах секции горного туризма. Я когда-нибудь напишу о клубе туристов Октябрьского района Москвы.

Отличие от альпинизма заключается в целях. Если в альпинизме целью является восхождение на вершину, то в горном туризме целью является прохождение маршрута. Маршруты, естественно, прокладываются в горах и проходят через перевалы, т.е. обходят вершины. Это правило не всегда соблюдается, т.к. часто с перевала легко добраться до вершины. Не соблюдается, но нарушения не приветствуется! Например, маршрут с восхождением не принимается (не принимался) на всесоюзный конкурс (было такое и можно было стать чемпионом СССР по горному туризму).

Категория сложности.

В альпинизме каждой вершине (точнее каждому маршруту восхождения) присвоена категория сложности. Категории нумеруются по возрастающей 1А, 1Б, 2А, 2Б и так до 5Б. Иногда выделяют категорию 6. При этом учитывается техническая сложность восхождения и высота.

В горном туризме перевалы классифицируются от 1А до 3Б. Классификация тоже зависит от маршрута восхождения. Например, я знаю перевал на Западном Кавказе категории 2А/3А. Он проще, если идти с севера на юг т.к. в противоположном направлении не удается обойти сложный скальный участок. Кроме того, учитывается время года. Например, перевал может требовать приличного скалолазания осенью, но быть легким зимой, весной и ранним летом, т.к. удается обойти скалы по снегу.

Это отражает разницу в подходах. У туристов цель преодолеть перевал. При этом полагается, что они пользуются наиболее рациональным путем. А альпинисты могут идти по отвесной стене при наличии простого маршрута по ребру.

Кроме категорий перевалов в туризме имеются категории походов: от первой до шестой. Поход включает несколько перевалов. Например, маршрут третьей категории должен включать перевалы 2А или 2Б. Также учитывается дистанция похода. В среднем походы длятся от 10 дней до трех недель.

В СССР была введена система спортивных разрядов: от третьего до мастера спорта. Не помню нормативов третьего и второго разрядов, а для первого надо было "отруководить" походом четвертой категории и пройти участником одну или две пятерки,

Наш маршрут был третьей категории.

Я описал состояние спортивного горного туризма и альпинизма по состоянию восьмидесятых. За прошедшие годы произошло много изменений. Например, альпинисты стали выделять маршруты категорий 6А и 6Б. Перевал Чимтарга, который я прошел в описываемом походе был переквалифицирован из 2А в 1Б. Наверное есть и другие изменения.

Алаудин - 1А..

На перевал Алаудин от Куликалонских озер. Высота перевала 3730 м, а озера расположены на тысячу метров ниже. Тропа очень хорошая, но очень длинная. Время в пути около шести часов. Тропа проходит по камням, мелкой осыпи и небольшим "снежникам". (Читал недавно о современном состоянии маршрута и выяснил, что к Куликалонским озерам ведет дорога, что там построили чайхану, а турбаза, в которой нам меряли давление, превратилась в альплагерь и гостиницу. Мало того, на перевале действует мобильная связь! Ничего подобного в те годы не было).

Рихард вел группу очень медленно и правильно делал, кстати. Один из членов группы, опытный турист лет сорока по имени Володя, попросил у Рихарда разрешение идти быстрее, А мы с Колей попросились с ним. Володя шел быстро. Мы еле поспевали за ним, но держались. В итоге мы оказались под перевалом через 4 часа. Нас отделял от перевала пятидесятиметровый пологий подъем. Вышли мы очень рано - часов в пять. Поэтому прошли большую часть пути по холодку. Тем временем приближался полдень и даже на высоте становилось жарко. И тени нет. Сидим, ждем и исходим потом.

Коля предложил пойти навстречу группе и помочь девкам с рюкзаками. Мы сбежали метров на 200-250 вниз и нашли громадный камень, в тени которого дождались группу. Отобрали у двух девок рюкзаки и пошли наверх.Тем временем Володя зашел на перевал и ждал нас там. Мы с Колей дошли до того места, где оставили рюкзаки, а он нам машет с перевала. Но мы решили подождать группу. Я хотел, чтобы девки САМИ втащили свои рюкзаки на свой первый перевал.

Опять сидим на жаре. Вдруг с перевала спускается довольно пожилой и очень интеллигентно выглядящий человек. Когда он шел нам, я шепнул Коле "профессор". И не ошибся. Профессор подошел к нам и спросил не нуждаемся ли мы в помощи. Я описал ему ситуацию и он сказал "Очень благородно, молодой человек". Голос профессора показался мне знакомым и вдруг меня осенило! Я сказал так, чтобы профессор слышал: "Коля! Сейчас я тебе продемонстрирую преимущество физтеховского образования перед твоим, мифишным. Мы только что отказались от помощи мастера спорта по альпинизму, академика Александрова."

Александров рассмеялся и спросил знакомы ли мы. Я ответил, что три года назад мы встречались на дне рождения моего институтского друга Жени К. Его мать была известной альпинисткой, мастером спорта и Александров всегда бывая в Москве заезжал к ним. Там я и был представлен. "Тесен мир, однако" - сказал академик,

Отступление.

Академик Александров был очень интересным дядькой. В 50 лет он совершил одиночное первопрохождение безымянного пика. Затем 20 лет не ходил и в возрасте семидесяти лет совершил последнее восхождение. У него было много учеников, а самым последним был Григорий Перельман!

Группа подошла и мы все вместе вышли на перевал. Рихард обратил наше внимание на огромную кучу камней явно исскуственного происхождения (куча а, не камни) и рассказал такую легенду.

Через эти места войско Александра Македонского шло в Индию. Именно через перевал Алаудин. Каждый солдат внизу взял большой камень и затащил его на перевал. На обратном пути солдаты забрали по камню. Естественно, не обязательно свой камень. Оставшаяся куча камней принадлежала солдатам не вернувшимся из похода. История рассказывается как фрагмент антивоенной пропаганды. Однако, не все так печально. Многие солдаты осели в Индии.

Спуск с перевал также проходил по хорошей тропе. Тропа идет по камням и в некоторых местах по мелкой осыпи. Вообще при спуске надо бежать. Иначе спуск выматывает больше подъема. Рихард сказал, что для хорошего спуска нужно иметь сильные колени и быструю голову. Таким образом за два часа мы добежали до озера Пиала.

Сверху это озеро выглядит абсолютно круглым куском бирюзы. Ни одна фотография не передает правильно его цвета. Вблизи ты видишь, что вода кристально чистая и виден каждый камешек на дне озера. В озеро из-под, морены струится ручей.