.
«ПЯТЬ ШАГОВ ДО ТЕБЯ», О.Липовецкий, МТЮЗ, 2020г. (7)
Четвертую постановку Липовецкого смотрю менее чем за год и уже понял, что его режиссура мне нравится. И на концептуальном уровне и на самом элементарном.
Здесь за концептуальность отвечает смена названия. Пьеса называется
«Эти свободные бабочки», написана в конце 60-х можно сказать на пике молодежной революции, молодежной эмансипации, в момент культурного и технологического взрыва.
«Свободные бабочки» это про «свободу от» - то, что потом выродилось в «свободу как высшую ценность», в свободу как фетиш, и в итоге превращается в тоталитарный либерализм (когда люди действительно станут похожи на бабочек, только не романтический образ из Диккенса, «порхаю, летаю, где хочу», а реальных насекомых, каждое движение которых регламентировано).
«Пять шагов до тебя» это про границы свободы и про зависимость (взаимозависимость людей друг от друга), то есть нечто противоположное.
Пять шагов до тебя - реплика из пьесы. Вроде бы дежурная, проходная, но режиссер увидел в ней два важных смысловых момента.
Во-первых, «шаги» это эмблема пьесы, ее драматургической завязки (герой - юноша, слепой от рождения, он ориентируется в пространстве считая шаги до стола, до окна, до кровати). И режиссер визуализирует, театрализует это в начале спектакля - актеры один за одним проходят через зал, громко считая шаги, поднимаются на сцену, считая ступеньки и на сцене продолжают отсчитывать шаги до своего места в начальной мизансцене. Своеобразный театральный эпиграф, в названии спектакля «шаги» и начинается он с шагов.
Во-вторых, «до тебя», от одного человека до другого. Это расстояние понимается как проблема, его надо пройти, это непросто, его надо уметь проходить. И три героя пьесы (юноша, его мать и девушка-соседка) это делают. А четвертый герой (продюсер - герой эпизодический, но очень важны для контраста) НЕ делает, он воспринимает другого как объект, он «ловит бабочек».
Идея, выраженная в названии спектакля, не привнесена режиссером от себя, она содержится в пьесе, составляет ее второй план, режиссер делает его первым.
Пьеса хорошо сделана, в ней есть развитие (герои изменяются по ходу действия), в ней есть драматический нерв и молодежный юмор, в ней содержится сильный мелодраматический крючок, подсекающий зрительный зал в кульминационный момент первого действия. Но все это не значит, что она не нуждается в режиссуре. Здесь нужна режиссура на элементарном уровне, работа с актерами над ролью, над ритмом. Зрительный зал подсекается в тот момент, когда вместе с героиней догадывается, что герой слеп. Она спрашивает, ты что слепой что ли? Он спокойно отвечает «да» - и тут должна повиснуть тишина. И в зале МТЮЗа она повисла. Это значит, что режиссер поставил и актеры Сергей Скрыпников (Дональд) и Дарья Петрова (Джил) сыграли. Остальные две роли тоже удались (мать Дональда - Оксана Лагутина и продюсер Сергей Погосян). Приятно смотреть спектакль, когда актерский ансамбль настроен, актерам есть что играть и каждому в отдельности и всем вместе.
Для спектакля придумано пространство (как говорит Женовач, сначала я должен увидеть где происходит действие, а потом ставить). Пространство условное - таблички с надписями заменяют предметы и этот сценографический ход последовательно проведен через всю постановку вплоть до таблички с надписью сэндвич, которую герои «кусают». Сделано что называется по заветам шекспировского театра, но это и в пьесу удачно встраивается, слепой человек действительно живет в условной комнате, невидимые предметы обстановки это условные обьекты в пространстве его воображения.
И вот оттолкнувшись от этого самого воображения главного героя режиссер придумал главный спектаклеобразующий ход. По пьесе бОльшую часть времени на сцене находятся только два человека - последовательность дуэтов, для большой сцены это скучновато, незрелищно, тем более когда спектакль для семейного просмотра (на полноценный серьезный взрослый спектакль эта пьеса все же не тянет).
Режиссер выводит на сцену еще 10 человек. Это воображаемые друзья слепого и одинокого героя, они веселые, молодые, они танцуют (танц-группа) они играют на музыкальных инструментах - это его музыкальная группа (ведь он сочиняет песни, он хочет играть в группе, это 1969 год и с тех пор в этом смысле ничего изменилось, только рок-н-ролл сменился на рэп). Спектакль становится музыкальным, спектакль становится зрелищным. И спектакль становится МТЮЗовским, потому что эти воображаемые молодые люди не просто играют на инструментах и танцуют, они образуют театральный хор, единое целое, своеобразное действующее лицо, они постоянно отыгрывают реплики во время диалогов - мимикой, жестами, звуками. Фирменная черта театра Гинкаса-Яновской умение ставить хор. Помню даже в чеховской постановке «Иванов и другие» лучше всего получились эти самые «другие», составляющие хор вокруг центрального героя.
Декорация по заветам шекспировского театра. Хор по заветам древнегреческого театра. Песни под живой акомпанемент по заветам современного музыкального театра. И получается это легко и выглядит гармонично. В пространстве мирового театра режиссер как у себя дома.
Одна досадная проблема - этот пресловутый рэп. Почти во всех откликах на спектакль, что попадались в сети, был такой упрек - когда они поют скороговоркой невозможно разобрать ни одного слова. На вступительной песне я даже приуныл, неужели так и до самого конца будет. К счастью большинство песен в спектакле написано в более спокойном-балладном стиле. Скрыпников поет их и музыкально (певческий дар у него есть) и членораздельно. И дуэты с героиней получились. И музыкальная группа играет на очень хорошем уровне, всем пятерым браво не только за театральный хор но и за музыку (бас Евгений Кутянин, саксофон Андрей Максимов, клавиши София Сливина, барабаны Искандер Шайхутдинов, гитара Сергей Кузнецов).