Чичиков увез губернаторскую дочку прошлым летом

Sep 15, 2019 15:39

*
“ПАЛАЧИ”, К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2019г. (4)

Первые отзывы были в диапазоне от «совсем плохо» до «не совсем плохо», так что я даже и на «совсем неплохо» не надеялся.

В итоге первое действие оказалось «не совсем плохо». А вот второе «совсем плохо».

В каноническом русском Макдонахе (пермском, режиссера Федотова) пьесы импортируются в том виде, в каком написаны, совсем не требуется переносить действие в Россию, менять имена персонажей на русские и переписывать текст. Макдонах очень близок русской душе, особенно русской провинции и если режиссер это чувствует, русификация происходит сама собой. Вот и "Палачи" у Федотова получились ( https://lev-semerkin.livejournal.com/691592.html ).

Серебренников и в «Человеке-подушке»» и в «Палачах» выбирает другой способ русификации иностранного текста - импортозамещение. В первом случае оно было неполным, только режиссерским (героев переодели в наше, в их речь добавили русский мат) и пьеса прозвучала. А во втором произошло уже полное импортозамещение - не только имена поменяли, но и весь текст переписали. Такое самопальное вмешательство в драматургию оказалось чрезмерным. Из Макдонаха исчезло самое главное - игровое начало - игра со словами, игра со зрителями, остроумные диалоги, ироничный тон и парадоксальный подход к реальности. Из многослойной многомерной пьесы получилась многословная, плоская, двумерная картинка и спектакль напоминает бытовые постановки пьес Вампилова. Женская линия прямиком из «Прошлым летом в Чулимске» (закусочная, блаженная Валентина среди чулимских обывателей и заезжий принц).

После антракта становится все сильнее заметно, как довлеет политическая злоба дня с проекцией на себя любимого, что ведет к злобной политической поляризованности. И тут кончается искусство (и остроумная интрига МакДонаха пропадает втуне). И начинается агитация и пропаганда. На месте плоской картинки первого действия оказывается одномерная линия, указующий перст. На одном полюсе «люди с хорошими лицами», на другом чулимцы, «генетическое отребье». На одном полюсе жертва (свободолюбивый Кац, игрок и режиссер по жизни), на другом полюсе палач (сталинист Батя).

Жертва (Штейнберг) сыграна хорошо (тут ему и режиссер помогает, проведя пунктиром через весь спектакль еще одну жертву - Харитонова в исполнении артиста Харитонова).
Палач (Сосновский) сыгран плохо. Месть (в данном случае месть государевым людям) это блюдо, которое надо подавать холодным, а режиссер поторопился и актера загнал.
Ну а главный герой пьесы (Геннадич-Майзингер) в этом раскладе просто потерялся.

Две жертвы, два палача. Жертвы помогают друг другу, палачи вредят. Это и у Макдонаха так. В этом что-то есть.

Одной линии жертв, одного полюса недостаточно даже для публицистического пробоя. Для театрального "танго" тем более нужны два полюса.

Впрочем, посмотреть спектакль стоит, я нисколько не жалею, что сходил. Он интересен не только как отрицательный пример «импортозамещения», но и в положительном смысле - в контексте других постановок Кирилла Серебренникова, как часть общей картины, как развитие сквозных тем и персонажей. Он связан не только с «Человеком-подушкой» (и тематически и через параллель Катуриан-Кац и через актера Сосновского, который в том спектакле играл пожилого следователя), но и с «Зойкиной квартирой» и с «Мертвыми душами» (параллель Чичиков-Кац).
Это же одна гоп-компания Кац, Пельц (с Обольяниновым и Аметистовым), Катуриан и Чичиков (не гоголевский, а гогольцентровский, в исполнении того же Штейнберга).
Индивидуальные предприниматели, режиссеры жизни, авантюристы, сутенеры, фантазеры, наркоманы. Свободные люди в несвободной стране.
Режиссер и себя в этой компании числит. И видит себя в одном ряду с Чичиковым, в ряду «потерпевших на службе за правду», только Чичиков служил на таможне, а Серебренников в государственном театре.

=======

И еще в один ряд попадает эта премьера, вышедшая сразу за «Пер Гюнтом». В ряд театральной сталинианы. Стараниями столичных театров "Сталин - всегда живой!" ("Сталин жил, Сталин жив, Сталин будет жить!"). В Петербурге его голос продолжает звучать в «Братьях и сестрах» и в «Жизнь и судьба», а в прошлом сезоне добавилось его «Рождение» в Александринке и ему «Слава» в БДТ. В Москве сезон начался с изображения Сталина в вахтанговском и имени Сталина в Гогольцентре. А скоро его имя и на афише МХТ появится («В окопах Сталинграда»).

К.С., театр, ГОГОLЦЕНТР, МакДонах

Previous post Next post
Up