Ученые и их скетчи, выставка в ГУМе, ч.1

Nov 11, 2015 18:57

Итак, продолжаю то, о чем начала вот тут:
http://lesnyanka.livejournal.com/34605.html
Лауреаты самой престижной научной премии представляют свои открытия в виде рисунков на ватмане. Автор снимков - Фолькер Штегер, независимый немецкий фотограф и художник. Сотрудничает с ведущими университетами и журналами. Специализируется на научно-популярной тематике: «Я все еще наивно уверен, что наука является лучшим способом понять мир».





«Идея этого проекта появилась у меня во время поездки на велосипеде: в то время, как мои ноги были заняты педалями, сознание могло себе позволить свободный полет мысли.
Почему бы не попросить Нобелевский лауреатов сделать скетчи, рассказывающие об их исследованиях, за которые позднее были удостоены Нобелевской премии? А потом попросить их позировать с этим скетчем перед фотокамерой? Такие портреты могли бы представить нобелевский лауреатов и их исследования в очень личностном плане. Для всех лауреатов, с которыми я встречался, чтобы сделать фото, моя просьба была неожиданностью, ведь я не высказывал её заранее. Смысл был как раз в том, чтобы скетчи рождались спонтанно, как полет фантазии, а не в результате обдумывания, как, скажем, статьи для публикации в научном журнале. И в самом деле, скетчи несут оттенок индивидуальности, они столь же различны, как ученые, делавшие эти наброски. Но все одинаково демонстрируют красоту интеллектуального замысла.
Большинство фотографий сделано во время встреч нобелевских лауреатов в Линдау. Такие встречи ежегодно проводятся в этом немецком городке у озера Констанс. Нобелевские лауреаты и молодые исследователи из разных уголков мира проводят вместе неделю, насыщенную научными идеями, вдохновением. Неформальная атмосфера отличает встречи в Линдау от других научных конференций - это атмосфера, способствующая креативности, рождению идей. Непринужденная атмосфера в Линдау помогла воплотить в жизнь этот необычный проект».
Интерактивный экран показывает в "плавающем" режиме лаборатории, где рождаются гениальные идеи.










Представляю часть своих фотографий с уникальной выставки на 3-й линии ГУМа. Это завораживающее слово - «наука»… Хотелось бы показать все, поскольку подозреваю, что редкостная выставка прошла мимо большинства… Сфотографировать все тексты, а потом расшифровать, оказалось довольно сложно: они были белыми на черном бликующем стекле и слишком длинными, не умещались в кадр. Но я все преодолела!
Также невозможно в посте воспроизвести прекрасный перевод (в наушнике) пояснений самих ученых в кратком интервью. Каждая маленькая речь очень выразительно характеризовала ученого. Кто-то четко и добросовестно объяснял свою теорию, кто-то просто отшучивался… Слушать их было очень интересно, поучительно и забавно. И хотя я ничего не понимала в объяснении, слова звучали как музыка. Люди! Я вас обожаю за выдающийся ум и преданность пути познания и созидания! Обратное - от лукавого.
Комментарии к фото автора - Фолькера Штегера.

Курт Вютрих. Премия по химии - 2002.
За разработку применения ядерной магнитно-резонансной спектроскопии для определения трёхмерной структуры биологических макромолекул в растворе.
«…Когда я объяснял Вютриху идею проекта, он смотрел на меня, не произнося ни слова. А затем взял карандаши и сделал четкий рисунок удивительной простоты. Если посмотреть на него и подумать, вы поймёте, здесь все сказано…»



Франк Вильчек. Премия по физике - 2004.
За открытие асимптотической свободы в теории сильных взаимодействий.
«Я: «Мне нравится ваша рубашка!» Он: «Мне тоже! Я купил сразу три одинаковых!» Подозреваю, это и есть «Легкость бытия», которую он упоминает в названии своей последней книги».

Джордж Ф. Смут. Премия по физике - 2006.
За открытие чернотельной формы спектра и анизотропии космического микроволнового фонового излучения.
«На этом рисунке вся Вселенная! Вау! Смут хочет поставить рисунок на плечо, подобно Атланту, подпиравшему небесный свод. Но с бумагой это не получается, она недостаточно плотная, и мы решаем, что еще придумать для фото. Спрашиваю Смута, а где мы на его рисунке. Он тычет пальцем в центр, куда-то ближе к Солнцу. «Здесь вы?» - «Нет, - говорит он. - Здесь наблюдатель, он всегда находится в центре!»



Роберт Б. Лафлин, премия по физике - 1998.
За открытие новой формы квантовой жидкости с возбуждениями, имеющими дробный электрический заряд.
«Ну а что нарисовали остальные?» Никаких комментариев с моей стороны, пока сессия не завершится. «Сделал ли кто-нибудь ЭТО?» Нет, конечно, никто, мистер Лафлин!
Чувство юмора у Роберта Лафлина выдающееся - он любит рисовать шаржи на друзей и коллег. Вот бы его интеллектуальные способности оказались столь же заразительными, как его юмор!»



Мартинус Вельтман, премия по физике - 1999.
За прояснение квантовой структуры электро-слабых взаимодействий.
« Мартинус улыбается, когда я прошу его начать рисовать. Подозреваю, кто-то предупредил его заранее! На скетче изображен человек, который взбирается на крутой холм - судя по всему, чтобы увидеть, что происходит на той стороне. Поскольку Вельтман получил Нобелевскую премию не за альпинизм, спрашиваю, не Сизиф ли это на картинке. «Нет, - говорит Вельтман, - это ученый».

Элизабет Блэкбёрн, премия по физиологии и медицине - 2009.
За открытие того, как теломеры и фермент теломераза защищают клетки.
«Скетч у неё получился подробный, живописный и с юмором. Здесь есть смайлики и звуковые эффекты. Хотел бы я, чтобы такой профессор преподавал у меня, когда я был студентом!»



Крейг Мелло, премия по физиологии и медицине - 2006.
За открытие РНК-интерференции.
«Мелло звезда. Тысячи журналистов бегают за ним, особенно женщины. Почему?! Он взял с собой жену. Она тоже необычайно хороша.
На его рисунке есть шутливая деталь - красная точка и подпись: «ПНК в масштабе»…»



Роберт Кёрл, премия по химии - 1996.
За открытие фуллеренов.
«Кёрл - спокойный человек, любит уединение. Начинает рисовать и сразу откладывает в сторону желтый маркер: «Никто его не увидит!» Позднее просит желтый обратно и сожалеет, что нет зеленого. «Первые лазеры, - говорит он, - были зелеными!»
Кёрл начинает с левого верхнего угла и постепенно заполняет весь лист. Он продолжает рисовать даже после того, как исчеркал всю бумагу. Кёрл - единственный нобелевский лауреат, которому понадобился второй лист!»



Гарольд Крото, химия - 1996
За открытие фуллеренов.
«Молекула С-60 выглядит как футбольный мяч, и это один из тех примеров, когда первое впечатление получает научное подтверждение. Гарольд Крото изображает углеродный мяч, ставит подпись латиницей и японскими иероглифами - все с легкостью и точностью опытного рисовальщика. Ну и как, отправит он пас своим бакиболом фотографу? Отважусь ли я просить его об этом? Просить не пришлось…»



Теодор Хэнш, физика - 2005.
За вклад в развитие лазерной точной прецизионной спектроскопии, включая технику оптических гребёнок.
«У Хэнша нет времени, и он очень голоден. Он любит рыбу, и как раз рыбное блюдо ожидает его в ресторане. А потому у нас всего 15 минут, в том числе на рисунок! Хэнш начинает рисовать сразу, системно, и я предполагаю, что он это делал и раньше. Всё в зеленом цвете, только автограф красным. (И почему эти физики так любят зеленые маркеры?!) У него замечательный автограф. К тому же он гигант и громко смеется. Его очки отражают нечто, с чем, полагаю, мне придется смириться».



Тим Хант, медицина - 2001.
За открытие ключевых регуляторов клеточного цикла.
«Он не только нобелевский лауреат, но еще и рыцарь. Сэр Тим Хант очень приятный джентльмен. Ему нравится этот фотопроект, он позирует и даже подпрыгивает со своим рисунком! Позже он совершает нечто неожиданное: фотографирует меня маленьким фотоаппаратом, который извлекает из кармана пиджака. На следующий день получаю по почте снимки с автографом: «С наилучшими пожеланиями, Тим». Это намек: теперь пришлите мои фото. И он их незамедлительно получает! Могу только поражаться, каким по-научному точным оказался его рисунок!»



Роберт Хорвиц, медицина 2002.
За открытия в области генетического регулирования развития органов и запрограммированной гибели клеток.
«Существо, вытянувшееся поперек рисунка Роберта Хорвица, никакая не змея, это невероятно увеличенный в размерах круглый червь - нематода C. Elegans - столь любимый генетиками. Хорвиц получил свою нобелевскую премию за исследование апоптоза, запрограммированной смерти клеток. Красный крестик над нематодой в левой части графика указывает на смерть клетки. «Меня критиковали за то, что я поставил маркер смерти слева», - говорит он. В следующий раз, когда встречу Хорвица, спрошу, почему. Даже Интернет не дает ответа на этот вопрос».



Роальд Хоффманн, химия - 1981.
За разработку теории протекания химических реакций.
«Этот человек и в самом деле нечто! Во-первых, он читает мне небольшую лекцию о мужчинах и женщинах, замечая, что женщины любят носить ювелирные изделия. Но у него, по его словам, нечто совсем другое, это испанские и индейские украшения. Затем он рассказывает анекдот про Итаку и про Набокова, после чего сразу переключается на исключительную духовность женщин. Наступает время для рисунка! Хоффманн тщательно подбирает краски. Он начинает с химического дизайна, а потом внезапно решает сочинить стихи, которые отражали бы его мысли о взаимоотношении полов и химии, озаглавив это как «Пол и орбиты». Стихи завершаются, ибо на бумаге больше нет места…»



ПС. К сожалению, набор будет не полным, не все успела...(((

скетчи, выставка, ГУМ, ученые, наука

Previous post Next post
Up