«Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке

Oct 12, 2014 14:34

Весь мир полон символов, и каждое явление имеет двойной смысл, - Дмитрий Сергеевич Лихачев.



Преображенская Скорбященская церковь на Большой Ордынке обязана своему названию чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», хотя храм на этом месте известен с 17 века как Преображенская церковь и главный престол храма по сей день посвящен Преображению Господню. Приделы преподобного Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1783-1791 годы на средства замоскворецкого купца Афанасия Ивановича Долгова, - имевшего усадьбу прямо напротив храма Спаса Преображения, - по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова, - зятя родного брата Афанасия Ивановича Долгова, - Луки Ивановича Долгова, - к постройке 1683-1685 годов были пристроены трапезная и трёхъярусная колокольня.



Слева при входе в трапезную, висит медная храмоздатная доска с «лучезарной дельтой», - надпись на доске такая.

Промыслом Всевышнего 1783 года мая 20 дня заложена Замоскворецкого сорока при церкви Преображения Господня, что на Большой Ордынке, трапеза с двумя приделами во имя Пресвятыя Богородицы Всех Скорбящих Радости и преподобного Варлаама Хутынского, чудотворца, в благополучное царствование Великия Екатерины II. Первый придел Всех Скорбящих Радости Божия Матери в 790 м году октября 24 дня по великолепном внутреннем украшении освящен, святейшего, правительствующего Синода членом преосвященнейшим митрополитом Московским и Калужским и Свято-Троицкия Лавры, Священно Архимандритом Платоном соборне. А в 791-ом января 26 дня освящен и второй придел преподобного Варлаама Хутынского чудотворца преосвященным Серапионом Епископом Дмитровским соборне и сие все здание и внутреннее украшение строено рачением московского первой гильдии купца Афанасия Иванова сына Долгова, коштом же от подаяния и образу Божия Матери а большею частию подаянием одного купца Долгова под присмотром того сорока Благочинного церкви святыя великомученицы Екатерины, что на Всполье протоиерея Симеона Ставровского. А сия надпись учинена по данной малой грамоте наказному протоиерею от онаго Митрополита Платона за собственноручным его высокопреосвященства надписанием таковым: 1790 го году октября 25 дня усердному и благочестивому всего того рачителю и строителю Афанасию Ивановичу Долгову желание наше есть чтоб в пристойном месте в сей церкви иждивением церковным поставлена была таблица с надписанием на оной его имени и рачения для знания и подражания будущим родам. На оной подписано тако: Платон Митрополит Московский. При настоятеле сей церкви Александре Михайлове. Гравер Лаврентий Флоров.

Как утверждает Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы», - Баженов вступил в масонскую ложу еще во Франции, в ложу «Aux Trois Etoiles», «К трем Звездам», а потом в России он вступил - это, кстати, одно не противоречило другому отнюдь - в ложу Елагинской системы, «Ложу девяти муз».

Андрей Иванович Серков в энциклопедическом словаре «Русское масонство 1731- 2000 годов» говорит, - что Василий Иванович Баженов был членом ложи «Девкалиона» и ложи, а затем капитула «Латона», а также членом теоретического градуса и внутреннего розенкркйцерского Ордена.

Владимир Васильевич Згура в книге «Проблемы и памятники, связанные с В.И. Баженовым» говорит, - что Баженов вступил в ложу Новикова при содействии Карачинского в 1774 году.

Екатерина Глаголева в книге «Повседневная жизнь масонов в эпоху Просвещения» говорит, что во время пребывания за границей Баженов был посвящен в масоны, в Москве сошелся с Новиковым и даже был избран верховным мастером.

Думаю, - что здесь уместно упомянуть и точку зрения Вадима Алексеевича Пигалева, - автора биографии Василия Ивановича Баженова из серии «Жизнь замечательных людей», - воспринимая масонские знаки и символические атрибуты как некую условность, Баженов, поощряемый иностранными и русскими «братьями», все чаще стал использовать их в ритуальных церемониях по случаю закладки зданий.

В книге Николая Павловича Розанова «Описание московских церквей, учиненное Московскою консисториею в 1817 году: с показанием, когда церкви построены и отчего имеют название своей местности» есть пара малоизвестных фактов о церкви Преображения Господня или Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, что на Большой Ордынке, - первоначально каменная церковь построена госпожей Акинфеевой в 1683 году, а в 1770 году госпожей Любовниковой пристроен придел во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. В 1790 году трапезная перестроена и сооружена колокольня купцом Афанасием Ивановичем Долговым.

Во время московского пожара 1812 года Преображенский храм сильно пострадал и в 1831-1836 годах был перестроен уже на деньги сына купца Афанасия Ивановича Долгова, - надворного советника Александра Афанасьевuча Долгова, - и дворян братьев Куманuных Константина, Александра и Валентина, - которые так же жили рядом, - архитектором Осипом Ивановичем Бове.

Бове на месте старой церкви 17-го века построил знаменитую круглую ротонду с куполом. Осип Иванович не успел увидеть свое творение законченным,  - храм достраивал его брат Михаил Иванович Бове.





Алфавитные списки всех частей столичного города Москвы на 1818 год.



Указатель жилищ и зданий в Москве или Адресная книга на 1826 год.



Книга адресов жителей Москвы, составлена по официальным сведениям и документам на 1839 год.

При освящении храма 20 сентября 1836 года митрополит Филарет (Дроздов) сказал, что «...если верный подданый приносит царю дар от своего усердия, и дар его приемлется: кто думаете, в сем случае одолжен и осчастливен, приемлющий или приносящий? Думаю: приносящий. Ибо частное частное приношение частного человека может ли быть важно для Царя, обладающего всем? Напротив, очень важно для усерднаго подданнаго снисхождение и благоволение Царя, изъявляемое принятием дара».

Любопытно, что с 1 августа 1822 года уже существовал высочайший указ Александра I «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ», - Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими - закрыть и учреждения их впредь не дозволять.

Думаю, - тут будет весьма уместно вспомнить нетленные слова нижегородского губернатора Анненкова, - «Законы в России, как железо. Когда вынут из печи, так до него пальцем дотронуться нельзя, а через час хоть верхом садись на него».









Три переплетающихся кольца, - это ветхозаветная, иудейская традиция, это христианская традиция и новоевропейская, возрожденческая. А тут можно рассмотреть не три кольца, - а пять колец, - поскольку ложи египетского толка могли ещё упоминать египетские и вавилонские традиции.



С южной и северной сторон ротонды устроены портики, которые опираются на две колонны, а двери укражены тремя переплетающимися кольцами, что равнозначно трем переплетающимся венкам, и гексаграммами. На фронтоне портика  Осип Иванович поместил «Всевидящее Око Господне», а на архитраве медальоны с головками херувимов, херувимы похоже фирменный знак Бове, и растительный орнамент.



А в верхней части барабана купола по фризу лепнина из лавровых венков с гексаграммами.

А вот что говорил Леонид Мацих в передаче «Масонская архитектура во время правления Екатерины II», - там и шестиугольные звезды, там и венки, там и определенного рода растительный орнамент, который однозначно свидетельствует о том, что в этой церкви молились вольные каменщики.



Точка в круге или циркумпункт. В большой круг вписана октаграмма из дубовых листьев. В маленький круг вписана гексограмма из дубовых листьев.

Символ может обладать множеством значений, и все они правильные, коль скоро не противоречат одно другому. Поскольку точка в центре круга означает столь многое для столь многих, - вполне естественно, что определенным значением этот символ обладал и для масонов.

Нарисуйте на бумаге кружок - все равно, какой величины, - пишет Карл Клауди, один из самых известных авторов книг по масонству, - проведите прямую линию через его центр. Поставьте точку в любом месте границы круга. Соедините эту точку с прямой в обеих точках ее пересечения границы круга. И вы получите идеальный прямой угол. Это явление не зависит от размера начерченного круга, от расположения точки на окружности, отрезки, соединяющие эту точку с точками пересечения окружности и ее диаметра, все равно образуют прямой угол.

Это было великой тайной оперативных мастеров-каменщиков, - знание, как выверять свой наугольник. Именно так они проверяли точность своих измерительных приборов. Если они делали это более или менее регулярно, их орудия труда просто не могли приводить к ошибкам.

Наши древние Братья использовали точку в центре круга как средство проверки своих измерительных приборов, при помощи которых они возводили свои величественные постройки. Мы же, спекулятивные Каменщики, используем ее для выверения своих намерений и поступков, - каждый из нас должен тайно выверять добродетельность пути, которым он следует в возведении в своей душе Храма Всевышнего.



Розетка акантовая вихревая. Ака́нт, или Акантус (латинское Acánthus от древнегреческого ἄκανθος - «шип»), - растение символизирующее у античных греков триумф и преодоление жизненных испытаний. Позднее, - жизнь и бессмертие.



На самой первой фотографии отлично видно, что закрученные спирали из листьев аканта чередуются на портике с херувимами.





Пальметта - растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, - внизу два цветка шиповника или дикой розы.

Акация - символ нового масонства, а пальма - символ масонства древнего.

В христианской традиции пальма символизирует возрождение и бессмертие, победу Христа над смертью, а также символизирует праведника, - который цветет как пальма, - Псалтирь, стих 91.

Паломничество (от латинского palma «пальма», - от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа). Паломник буквально, - странник, возвратившийся с пальмовой ветвью из святых мест.

Вильям Васильевич Похлёбкин в «Словаре международной символики и эмблематики» называет пальму символом долговечности и одной из эмблем мира. Вместе с тем укрепилось и значение пальмы как награды за победу, в то время как ее первоначальный смысл как символа долговечности постепенно смазался. Поэтому мы до сих пор употребляем выражение «пальма первенства», что должно означать «высшая награда».



Пальметта, - внизу две ромашки или хризантемы, что по сути одно и то же,  в виде октаграммы, - в окружении листьев аканта.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В 1930-1940 годах в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.

В 1948 году в храме были возобновлены богослужения.



Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне», - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело.

И еще одна цитата Леонида Мациха из цикла лекций «Великие идеи и книги человечества», - глаз в треугольнике - это пожелание успехов и знак того, что Бог надзирает за нами, Богу есть до нас дело - очень важная для масонов идея. Чем масонская идея отличается от многих иных? Что Бог неравнодушен к людям, ему не все равно. Бог - личностное существо. На этом настаивает Каббала, и масоны очень эту идею любят, что Бог смотрит за всем, что происходит в мире. То, что он смотрит, графическим образом выражается глазом в треугольнике или иной раз просто точкой в треугольнике. Это по-разному называется: всевидящее око и так далее. У масонов этот знак - глаз в треугольнике называется лучезарная или сияющая дельта.



На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты, - но ограда явно не штатная. Такие же кресты я видел на колокольне Храма Большое Вознесение. Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.



А эти столбы ограды со стороны Большой Ордынки явно штатные.



Леонид Александрович Мацих в программе «Братья» на «Эхо Москвы» лишь намекнул на цвет куполов церкви Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, - Посмотрите, кто зайдет в эту церковь, обратите внимание на ее купол из черной меди, что крайне редко, - что он хотел этим сказать?





Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.



На этой фотографии чугунного пола из Скорбященской церкви на Большой Ордынке, - отлично видны пять переплетающихся венков, - точно таких же как и на дверях храма.



Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.



А на этом фото, - помимо пяти переплетающихся колец, - еще виден меандр и гексограмма.



Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

В 1924 году из Преображенской церкви на Большой Ордынке картина была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...

И совершенно точно упоминает название картины Федор Михайлович в романе «Преступление и наказание», - когда пьяный Мармеладов говорит Раскольникову, - и не с презрением, а со смирением к сему отношусь. Пусть! пусть! «Се человек!».



Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах. «Всевидящее Око Господне» на месте, а двери явно другие.



Обожаю историков, - и тут не смогли придти к консенсусу.  Каждый остался при своей точке зрения. Два историка, - три мнения.





И еще один интересный символ в приделе Варлаама Хутынского, - развернутая книга с римскими циферками от I до X, - совершенно небезосновательно предполагаю,  - это скрижали Завета с десятью заповедями. Точно такие же римские циферки встречались мне на колокольне Успенской церкви в Серпухове, а на Храме Никиты Мученика в Старой Басманной слободе на скрижалях десять заповедей обозначены даже не цифрами, а латинскими буквами (sic!). А ведь похоже, что медная табличка что-то прикрывает?

На постаменте, где стоит книга, начертан акафист, - Радуйся предивный Варлааме великих добродетелей зерцало!



Под иконой, - табличка с молитвой, - В предсветлом предстоя новосозданном храме, о святе Варлааме, ходатайствуй у Престола Владыки об украсивших оный и молящихся перед образом Пречистой Его Матери, да сподобимся вняти в чертоге праведных!



Корона в приделе иконы «Всех скорбящих Радость». На табличке под короной написано, - Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки, - это часть псалма из «Часослова», - глава «Час шестой», - полностью выглядит так, - Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша, Ты иже от Тебе Рождшагося моли, Богородице Дево, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Не презри грешных мольбы, Всечистая, яко милостив есть и спасти могий, Иже и страдати о нас изволивый.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.



Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Кстати, - икона «Всех скорбящих Радость» самая почитаемая среди масонов. Посыл, который здесь видят братья таков, - терпи, - будь упорен в получении знаний, - не сдавайся и награда твоя будет велика. Трудись не жалей сил.



Под иконой табличка с молитвой, - О всемилостивая владычица! Всем ты утешение в скорбях, в печалях, радости и веселии. И в недугах скорую помощь, и в бедах избавительницу, и предстательницу в искушениях.

Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника.



Один из подствечников, - который в приделе Варлаама Хутынского, - весьма любопытен, - на нем есть октаграммы, херувимы и четыре евангелиста.



На навершии в виде шара надпись, - «ведомому Богу в 1836 году», - подпираемая пальмовыми ветвями. Только на одном храме мне встретилась такая надпись, - на Успенском храме Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Эта надпись связана с эпизодом из жизни апостола Павла, когда в Афинах он увидел жертвенник с надписью «неведомому Богу», - «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! Вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам», - Деяния Святых Апостолов Глава 17 стихи 22 и 23.

Но, - самое интересное, как всегда, - осталось за кадром. Буквально в следующем стихе апостол Павел говорит, - он не в рукотворенных храмах живет. Зная, что из триады Бог, церковь и культ, масоны признавали только первое, - совершенно очевидно, что именно сюда, - к нерукотворенному храму, - отсылает нас надпись на шаре «ведомому Богу».

Масоны должны были построить храм в своей душе. Братство никогда не принадлежало к какой либо церкви или религиозной организации. Масоны никогда не были «за» или «против» какой бы то ни было религии. Вера в Бога, жизнь после физической смерти и всемирное братство универсальны.



На шаре четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».

Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырехконечный.

Закончу замечательной мыслью Леонида Александровича Мациха, - символическая система любая надолго переживает своих создателей. Пока есть люди, интересующиеся масонским символизмом, будет жива и масонская символика. И люди будут спрашивать, что означает «лучезарная дельта», ветка акации и так далее. Тысяча человек пройдет, - не обратят на это внимания, - тысяча первый спросит, - вот ему-то все и расскажут. Для этого все и создавалось.



И еще, - во дворе храма, - совершенно потрясающие три переплетающихся венка.

митрополит филарет, циркумпункт, шахматный пол, василий баженов, октаграмма, тамплиерский крест, две колонны, ведомому богу, гексаграмма, долговы, осип бове, куманины, митра, скрижали моисея, три переплетающихся венка, замоскворечье, масонская символика, всевидящее око

Previous post Next post
Up