«Всевидящее Око Господне» Храма Большое Вознесение

Dec 03, 2014 17:00



Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» находилась на этом месте с XV века. Каменный Вознесенский храм появился здесь по приказу матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, вместо той самой деревянной церкви в 1685-1689 годах.

Московская молва утверждает, что именно здесь в 1774 году был заключен тайный брак между Григорием Александровичем Потемкиным и императрицей Екатериной II. Валентин Саввич Пикуль в романе «Фаворит» прямо об этом пишет. «Венчание происходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в Москве. И теперь понятны бесконечные хлопоты Потемкина, который, призвав на помощь гениального архитектора Баженова, хотел перестроить церковь в величественный собор. Смерть помешала князю Таврическому закончить сооружение, храм достраивали его потомки - уже при Николае I».

А Ольга Елисеева в ЖЗЛке «Потемкин», пишет следующее. «В церкви у Пречистенских ворот, примыкавшей к дворцу, были помещены красноречивые иконы-портреты с изображением великомученицы Екатерины и Григория, просветителя Армении. В церковь Большого Вознесения пожертвованы серебряные свадебные венцы с небольшими эмалевыми портретами наших героев». Наши герои, это, естественно, Екатерина II и ее фаворит князь Григорий Александрович Потемкин.



Строительство церкви началось с трапезной в 1798 году, уже по проекту архитектора Матвея Казакова. Во время московского пожара 1812 года здание трапезной горело и было завершено и освящено только к 1816 году.

Именно в трапезной Церкви Большого Вознесения 18 февраля 1831 года состоялось венчание Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. Кстати. Митрополит Филарет (Дроздов), канонизированный масон, настоял, чтобы Александр Сергеевич венчался не там, где он задумал - в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына в Знаменском переулке, а в Церкви Большого Вознесения. И Пушкин к нему прислушался.

Пушкин был очень беден, он фрак взял напрокат у своего дружка Павла Воинчина-Щёкина.



Этому событию посвящена памятная доска на стене храма. Две колонны, перевернутое солнце и два перевернутых свадебных голубя.

Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова женился 10-го класса Александр Сергеичь Пушкин 1-м браком понял за себя коллежского Асессора Николая Афонасьевича Гончарова дочь девицу Наталию Николавну Гончарову, о коих надлежащий обыск с поручительством чинен был, брак совершали: протоиерей Иосиф Михайлов, диакон Георгий Стефанов, дьячок Фёдор Семёнов, пономарь Андрей Антонов. К обыску означенные жених и невеста своеручно подписались. По невесте отец и мать ее родные Гончаровы порукою подписались. По женихе брат его родной поручик Лев Сергеев подписался. По женихе порукою подписался 9-го класса Алексей Семёнов Передельский. По невесте подписались коллежский советник и кавалер князь Петр Андреев Вяземский



Потрясающий парадный портрет Князя Сергея Михайловича Голицына кисти Василия Андреевича Тропинина висит в Музее Тропинина и московских художников его времени на Ордынке.

В том же 1831 году Николай I распорядился возобновить работы по постройке Вознесенского храма. «Велено окончить церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот, - писал московский почт-директор Александр Яковлевич Булгаков брату. - Тут был дом князя Потемкина, он оставил сумму на построение этой церкви по плану, также им начертанному, с тем чтобы наследники его все это исполнили... Государь приказал волю покойного исполнить, церковь кончить и наследников понудить внести всякому, что следовать будет... Я, чаю Браницкой, Литше и всем Голицыным, Высоцкому придется развязывать кошельки».

Сегодняшний облик церковь обрела только в 1848 году. В ее строительстве участвовали архитекторы Федор Михайлович Шестаков, Осип Иванович Бове, Михаил Доримедонтович Быковский и Афанасий Григорьевич Григорьев.

19 сентября 1848 года состоялось великое освящение святителем Филаретом, митрополитом Московским.

В храме было устроено пять престолов: главный - Вознесения Господня и придельные - в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.

Помимо «Всевидящего Ока», снаружи можно разглядеть и иные символы. Медальоны с головками херувимов и восьмиугольными звездами или октаграммами. Медальоны с лампадой на фоне раскрытой книги и чашей на фоне раскрытой книги.

В «Войне и Мире» есть строки, упоминающие лампаду и раскрытую книгу при вступлении Пьера Безухова в братство. «Пьер подошел ближе и увидал, что лампада стояла на черном столе, на котором лежала одна раскрытая книга. Книга была Евангелие; то белое, в чем горела лампада, был человечий череп с своими дырами и зубами. Прочтя первые слова Евангелия: «Вначале бе слово и слово бе к Богу».



У входа в трапезную есть любопытная деталь. Две колонны. Яхин, что можно перевести как «утвержденный Богом». И Боаз, соответственно, «утвержденный силой». Или «Господь утвердит и в нем сила». В масонстве Яхин и Боаз это «врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского».

В романе Дэна Брауна «Утраченный символ» у плохого парня Захария Соломона  «...крупное тело было гладко выбрито. Сперва Малах посмотрел на свои ступни, татуированные чешуей и когтями ястреба, затем перевел взгляд на мускулистые ноги, расписанные в виде резных колонн - левая со спиральными бороздами, правая с вертикальными. «Боаз и Яхин».

«Я был масон кишиневской ложи, то есть той, за которую уничтожили в России все ложи» писал Александр Сергеевич Пушкин в 20-х числах января 1826 года из села Михайловское Василию Андреевичу Жуковскому.

Александр Сергеевич Пушкин был посвящен в масоны 4 мая (по старому стилю) 1821 года в Кишиневе в ложе «Овидий». Об этом Пушкин так написал в «Кишиневском дневнике»: 4 мая был я принят в масоны.

Князь Петр Андреевич Вяземский, создавая в своем имении Остафьево музей, поместил туда белую перчатку, сопроводив ее особой запиской: «…Перчатка моя; другая перчатка была брошена в гроб его (Александра Сергеевича Пушкина) Жуковским».



На втором ярусе колокольни прослеживается тема двух колонн. На фризе второго яруса колокольни тамплиерские кресты в круге, а на входных дверях колокольни тамплиерские кресты в венке. Такие же кресты есть на чугунной ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке и на архитраве портика Храма Святителя Николая в Котельниках.



Здесь надо отметить следующее. Колокольня была снесена в 1935 году. На том месте, где находилась колокольня, разбит сквер, где находится памятник Алексею Николаевичу Толстому. Современная колокольня построена в 2002-2004 годах реставрационно-проектной организацией «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора-реставратора Олега Игоревича Журина. Но на основе неосуществлённого проекта Фёдора Михайловича Шестакова.





Фото Храма Большое Вознесение из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущенных в четырёх томах в 1882-1883 годах.

чаша, херувимы, митрополит филарет, христианская символика, осип бове, раскрытая книга, матвей казаков, октаграмма, спускающийся голубь, князь голицын, тамплиерский крест, масонская символика, федор шестаков, всевидящее око, две колонны

Previous post Next post
Up