Тамплиерские кресты на оконном фризе колокольни Храма святителя Николая в Толмачах, - Малый Толмаческий переулок дом 9. Причем по два креста на каждом из четырех окон, выходящих на Большой Толмачевский переулок, и на каждом из трех окон, выходящих на Малый Толмачевский переулок.
Тамплиерский крест это прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. «Николаевская» колокольня построена в 1834 году архитектором Федором Михайловичем Шестаковым «согласно с мыслию Митрополита Филарета». Митрополит Филарет (Дроздов) состоял в трех ложах - «Соединённых друзей», «Умирающий сфинкс» и «Полярная звезда». В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
Кстати, - Федором Михайловичем Шестаковым построена ещё
церковь Троицы Живоначальной в Вишняках.
Как
пишут на сайте храма, - в 1851 году в Лаврушинский переулок переезжает семья Третьяковых, а в начале 60-х усадьбу Демидовых покупает графиня Мария Федоровна Сологуб, урожденная Самарина. Переехавшие сюда Третьяковы оказали большую поддержку обновляемому храму. На средства Третьякова, московского купца Максима Булочкина и братьев Медынцевых с 1854 по 1858 год перестраивается центральный алтарь. В это же время выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас (с прежними иконами), а бригадой Степанова расписан четверик и алтарь в честь Сошествия Духа Святаго. Композиция этих росписей сохранилась до наших дней.
По информации с сайта
Государственной Третьяковской галереи, - в 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.
Как вспоминает
А. Н. Мясоедов в мемуарах «Моя жизнь в Толмачах», - настенная живопись частично сохранилась, но очень сильно потускнела, а местами почти была неразличима.
Храм Николая Чудотворца в Толмачах, - фото 1920-1930 годов. Взято отсюда -
pastvu.com.
Церковь Николая Чудотворца в Толмачах, - снято 1 февраля 1983 года, - взято
отсюда.
Большое спасибо Юлии Кузнецовой, - никнейм
ul9liiika, - за неоценимую помощь в распознавании и атрибутировании растений, - ибо далее совершенно ничего не значащей формулировки, - «декоративный растительный орнамент», - ни один исследователь ещё сегодня не продвинулся.
Раковина и листья аканта.
Букет тюльпанов, листья аканта, ромашка.
Пальметта, тюльпан.
Смертельно ядовитое растение, - вороний глаз четырёхлистный, - латинское
Pāris quadrifōlia и листья аканта.
Пальметта, листья аканта, роза.
Капитель колонны второго яруса колокольни, - это ионическая капитель.
Капитель отличают так называемые волюты - сдвоенные спиральные орнаменты, вылепленные на эхине. Волюты выглядят как завитки со стороны фасада, по боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами, называемыми балюстры. Своим видом балюстры напоминают свиток.
В данном случае, - первый слой балюстры, - это листья чертополоха. Второй слой, - это листья аканта. Сверху слои соединены лентой или кольцом.
В христианской иконографии колючий чертополох превратился в эмблему мученичества. Правда, крестные страдания Спасителя обычно передавала другая шипастая колючка - терновый венец, зато изображения многих святых великомучеников обрамляли именно усики чертополоха.
Пальметта, листья аканта и цветок чертополоха.
Капитель колонны третьего яруса колокольни. - это коринфская капитель, - которая представляет собой высокую колоколобразную деталь, - украшенную завитками листьев аканта.
По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. В данном случае, - на каждом листе аканта, - находится еще шесть дубовых листиков.
Акант - это греко-римский знак триумфа и преодоления жизненных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипы этого растения. Стилизованное изображение листьев аканта на капителях коринфского ордера связано с греческим мифом о том,что акант вырастает на могиле героя.
С масонской точки зрения, - дуб гиероглифический значит крепость, добродетель, твердость, а иногда и долгую жизнь.
Символика, - которую можно увидеть внутри храма, - ещё более интересна и выразительна. Во множестве присутствуют изображения тамплиерских крестов, херувимов, четыре раза встречается изображение «всевидящего ока господне» или «лучезарной дельты».
Один раз на потолке.
Три раза на иконостасе.
Первый раз вижу, - что бы чаша опиралась на семь переплетающихся колец.
Пальметта, листья аканта, лилия, роза, листья акации.
Подсвечники опираются на львов с человеческим лицом.