«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ». ПУШКИН - КУДАШОВ

Apr 26, 2015 14:30



«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»
Александр Пушкин
Театр юного зрителя имени А.А.Брянцева, Санкт-Петербург
Постановка - Руслан Кудашов

Работа в стиле ПУШКИН-LIGHT.

От премьеры петербургского ТЮЗа слишком противоречивые чувства. Одновременно и рад, и огорчен. Радость доставил фонтан позитива, бьющий из артистов, истосковавшихся по живому театру и «высоким отношениям», что отозвалось на премьере взаимным приятием юной публики, которой недостает в жизни, видимо, того же. А горечь вызвана облегчением всего - жанра, конфликта, действия, смысла.



На сцене случился занимательный урок литературы, прошедший то ли в кабинете анатомии, то ли на кладбище гигантов (слишком большое скопление костей на 1 кв.м), где все «не в своей тарелке». Сам Автор (Владимир Чернышов) с легким портретным сходством с Пушкиным вел себя кукольно - инфантильно, как белый мим, на которого насильно напялили рыжий парик и заставили выступать в роли сатирика из школьного самиздата. Окружающая его группа жителей песчаного побережья была одержима решимостью во что бы то ни стало разыграть три с половиной священных пушкинских манускрипта. Сломя голову носилась по рассыпанному на всю просторную тюзовскую арену песку, превозмогая полосу препятствий из двух дюжин вздыбленных якорей, парочки проржавевших подводных мин, разных деталей громадного скелета, раковин неведомых морских существ, и умудрялась при каждом падении навзничь разгребать руками «снежных» ангелов.

Вышло на три с лишним часа честного пересказа сюжета. И лишь в конце той самой четвертой трагедии - «Пира во время чумы» - наружу вырвалось сразу несколько серьезных тем с аллюзиями на всю русскую поэзию и историю с петербургскими мотивами, в т.ч. блокадного Ленинграда, на противостояние отцов и детей, сшибку жизни-праздника против жизни-обязательств и т.п.

Показалось, что Кудашев два с половиной часа позволял торжествовать внутреннему цензору, сознательно купировавшему из действия какие бы то ни было страсти, и только в финале разрешил себе несколько шагов в сторону от хрестоматийных догм, освободив самое драгоценное - волю героев, дыхание текста и фантазию режиссера-романтика, противящегося всякой телесности, но увлеченного звездами и исповедующего божий дар любви. Все это, конечно, дорогого стоит, но на протяжении спектакля обесценивалось шкалой координат иного рода.



Выглядят наимилейшими традиционные для «тюзов» две композиционных скрепы: за пульс жизни отвечал ритм дискотеки, а смерть настегала героев как бы сама собой. Безо всякой на то причины люди на сцене гибли за металл, талант, страсть и потому что взывали к долгу. Отдам должное, все умирали эффектно, выразительно, картинно, но кровь в жилах не стыла, было «птичку не жалко», а некоторую публику скорый конец сонма героев даже развлекал.

Коллизия поколений предстала в разладе актерских школ: исполнители юного и среднего поколения vs. стариков. И, справедливости ради замечу, пластичные молодые с жизнерадостными середняками верх взяли легко. Особо рад поздравить театр с актерскими победами в ролях Моцарта Олега Сенченко, Изоры Анны Лебедь и Мери Ольги Карленко. Впрочем, против стариков еще воевали целая стихия «зримой песни» и машинерия, так что вряд ли у кого-либо другого вышло бы лучше. Вы и сами можете попробовать читать стихи на вздрагивающем от децибелов громыханий танцполе, где даже гигантский памятник Командору - скелет метров двенадцать в высоту дергался, словно грешник в адском кипятке.



Словом, низко кланяюсь честным затратам и большой работе, выразив недоумение по поводу неравной борьбы. Верю, что судьба у этого спектакля светла. При полном отсутствии Пушкина в городской афише, оставшиеся от программы уничтожения министерства образования школы протопчут на спектакль народную тропу.

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ»
Театр юного зрителя имени А.А.Брянцева, Санкт-Петербург

Автор - А.С. Пушкин
Постановка - Руслан Кудашов
Художник - Николай Слободяник

Действующие лица и исполнители:

Альбер - Андрей Слепухин, Иван Стрюк
Иван - Никита Остриков, Кузьма Стомаченко
Жид - Борис Ивушин
Барон - Николай Иванов
Герцог - Алексей Титков
Свита Жида - Олег Сенченко, Кирилл Таскин, Иван Стрюк,  Кузьма Стомаченко, Андрей Слепухин, Никита Остриков
Моцарт - Олег Сенченко
Сальери - Валерий Дьяченко
Изора - Анна Лебедь
Хор Сальери - Иван Стрюк, Кузьма Стомаченко, Андрей Слепухин, Никита Остриков, Кирилл Таскин
Дон Гуан - Радик Галиуллин
Дона Анна - Юлия Нижельская
Лепорелло - Игорь Шибанов
Лаура - Лилиан Наврозашвили
Дон Карлос - Виталий Кононов
Монах - Кирилл Таскин
Гость № 1 - Кузьма Стомаченко
Гость № 2 - Иван Стрюк
Гость № 3 - Никита Остриков
Вальсингам - Александр Иванов
Мери - Ольга Карленко
Луиза - Анна Дюкова
Священник - Сергей Надпорожский
Молодой человек - Иван Стрюк, Кузьма Стомаченко, Никита Остриков
Автор - Владимир Чернышов
Матильда - Александра Ладыгина

Официальная страница спектакля
Фотографии из официальной группы ТЮЗа вконтакте

ТЮЗ, Руслан Кудашов, сезон 14/15, премьера, рецензия, Петербург, Маленькие трагедии, театр, Пушкин

Previous post Next post
Up