Сабуро Тешигавара - японский танцор, хореограф, режиссер и художник.
Родился в Токио в 1953 году. Сначала изучал изобразительное искусство и скульптуру. Неожиданно для себя в 20 лет решил заниматься классическим балетом. К 1981 году заметил, что в пластических искусствах 1970-80-х «отсутствует свобода», и задумался о собственном стиле.
Первый его самостоятельный проект был междисциплинарным, и назывался «Шум художников». Опыт принес ощущение неудачи, отчего Сабуро решил создать свою команду. Главным соратником стала Кей Мията, проявлявшая живой интерес к танцу, но не имевшая пластической школы. Именно с ней в 1985 году Сабуро учредил компанию «Карас», первая постановка в которой стала участником международного конкурса хореографии в Бантоле. «Точка ветра» получила в 1986 году Приз «За лучший хореографический дебют». А в 1987 балетмейстеру вручили Награду от Ассоциации танцевальных критиков Мюнхена.
Совсем скоро гастрольные маршруты компании стали разрастаться. Хореограф и танцоры летали из Токио в Европу, сначала во Францию, а затем и во Франкфурт. Количество международных проектов росло. Тешигавара получал приглашения не только на фестивали Европы, Канады и Океании, но и от других танцевальных трупп. В 1994 был приглашен Уильямом Форсайтом на постановку в балет Франкфурта, где вышли две части его «Белых облаков под каблуками». Следом Иржи Килиан позвал Сабуро в Нидерландский дэнс-театр, и появился балет «Модуляции». При этом Тешигавара продолжал выступать в качестве сольного танцора и хореографа «Караса», кристаллизуя свой формирующийся стиль.
Успешные премьеры следуют одна за другой. В 1999 ставил в Баварском государственном балете «Весну священную» и «Турандот» на Эдинбургском фестивале. В 2002 - «Пара-дис» в Большом театре Женевы. В 2003 - «Воздух» в Балете Парижской национальной оперы, восстановленный в 2006. Также ставит «Миропомазание» с танцорами Баварского государственного балета.
С 1995 увлекся педагогической деятельностью. Программа «S.T.E.P.» [Сабуро-Тешигавара-Образовательный-Проект] с эффективной методикой работы с глухими людьми, реализуемой совместно с Лондонским международным театральным фестивалем, стала известна по всему миру. Она подразумевает годичный курс занятий с молодыми танцорами, кульминацией которого становится показ широкой публике учебных работ.
С 1996 года рядом с Тегишаварой и Кей Мията встала уникальная исполнительница - Рихоко Сато, занимающая теперь еще и пост ассистента хореографа.
В 2004 году Сабуро как танцевальный наставник программ Rolex-Mentor и Протеже-арт-инициатив обучает молодых танцоров Эфиопии.
С 2006 начинает вести курс в Колледже современной психологии при японском университете Святого Павла в Рикке.
В 2012 ставит балет «Да-да-ско-да-да» по мотивам стихотворения Кэндзи Миядзава Кенбая, посвященного танцу, практикуемому на северо-востоке Японии, некоему до-ритмическому, почти пульсирующему движению, сродни звукам сердца, ветра и песка.
2013 - Большой тур премьерного балета «Зеркало и Музыка». Радушный прием в США.
С 2014 профессор Университета искусств Тама, преподаватель дисциплин «сценография», «дизайн», «драма» и «танец».
Сабуро Тешигавара - обладатель многочисленных наград, включая Премию Ассоциации критиков японского танца (1988 и 2001), Награду Перформативных искусств Асахи (2001 и 2003), Приз Фиолетовой ленты 2009 года, который является престижной наградой художников вне Японии, и многие престижные европейские танцевальные призы. Признан и в других творческих областях: не раз завоевывали премии его инсталляции, видео-фильм «Т-Сити» (1993), выставки «Свет-внутри-Света» (2004), «Фрагменты времени» (2008), «Перспективы исследования. Ур.2» (2008), а также решения сценографии, освещения и костюмов в своих спектаклях.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТЕАТРА ТЕШИГАВАРЫ
Ниша
Сочинительский дэнс-театр, образный, символичный, с особой пластической лексикой.
Контекст:
Спектакли Тешигавары к европейскому балету отношения не имеют, хотя вот уже несколько десятилетий его обогащают. Это и не «буто» с его лицедейством небесных бродяг, а скорей его противоположность. Вместо древней архаики - современный драматизм.
Основа индивидуального стиля:
Встреча Сабуро с не имеющей школы Мияты была переломной. Завоеваший приз на конкурсе в Баньоле балет «Точка ветра» (1986) разрабатывал идею опустошенного тела. «Пустое тело рушится и падает», - так интуитивно определила найденный стиль Мията. Причем падение происходило не в ногах, а «от головы». Идея «пустого тела» легла в основу пластического стиля Сабуро.
Особые термины: «воздух», «дыхание» и «пространство».
Танцор:
становится «антенной», а его тело стремится к некоему эталону птичьей пластики, которое анимируется внутренними порывами, завихрениями энергии, невидимыми токами.
Партнерство:
исполнитель почти не касается своего партнера, не использует поддержки, и парные движения, но при этом мы чувствует в них постоянно нарастающий драматизм, а в их спокойных мальчишечьих лицах - напряжение и боль.
Гендерная разница:
отсутствует. Персонажи решают общечеловеческие проблемы.
Повествование:
свои спектакли Тешигавара строит как сенсорные впечатления, более поэтичные, чем драматичные, стремящиеся к символизму, а не рассказыванию истории, с туманными смыслами и яркими сенсорными эффектами.
Общие черты:
хотя Тешигавара очень своеобразных хореограф, он имеет нечто общее с другими знаменитыми японскими экспериментаторами - Кацуо Оно, Санкай Жуку, Кей Такеи, каждый из которых:
- подчеркивал главенство символа над историей,
- смешивал образы природы с технологиями,
- воссоздавал на сцене некую среду.
Источники образов:
свои образы Сабуро извлекает из детства. Мы видим рефреном звучащие темы «уюта» и «дома», куда герои его балетов всегда стремятся.
Метафорический цикл: «дорога домой».
Костюмы:
всегда строги, с непременным присутствием символики черного ворона, и боксерскими сапогами из черной кожи.
Сценография:
его решения пространства очень яркие, рождались в результате смешивания натуральных и искусственных материалов: пол из осколков стекла («Стеклянный зуб», 2006), стены из книг (Костяшки в страницах, 2003) и т.п. В постановке «Зеленый» (2003) он выступал с животными (большой гусь и прыткая курица).
Свет:
чередующиеся переходы от тьмы к свету, от дня к ночи, из реальности к вымыслу.
Язык:
минималистичен: решительный и графичный жест, полный контрастов, прерываний, релакса, напряженности, такой текучий и угловато-кривой, ускоряющий диссонанс между верхней и нижней частями тела.
Лексика:
пластика всегда стилизована, иногда напоминает сложные иероглифы, как кандзи, а изредка скоропись, но облагороженную, такую как хирагана и катакана.
Минимализм:
Принципиальное самоограничение; при помощи минимума элементов Сабуро удается построить поэтический мир, в котором драматическое напряжение постоянно развивается.
Тезисы:
«Быть художником, значит, сталкиваться с социально-психологическими ограничениями, скрытыми под внешне спокойной поверхностью».
«Искусство не может быть консервативным. Новые открытия сознательны. Вместо искусства или его методологии возникают обычные идеи, рожденные в ходе времени. Мы надеемся действовать нашими собственными методами, раскрывающими наши до сего момента скрытые возможности. В процессе мы, возможно, узнаем о своих сомнениях или гнетущих нас вопросах. Вот их мы и начнем выражать действием».
«Когда возникает желание что-либо выразить, если я держу ручку, выходит поэзия, если передо мной холст, будет живопись, а если меня окружает пространство, значит, будет танец».
Педагогический постулат:
куем собственный стиль интуитивно, большим количеством практики.
«Главное - не танец, а желание что-то сказать, передать, делиться».
Спектакли в Карасе:
ВЕЩЕСТВО, 2007
МИРОКУ, 2007
ЧЕЛОВЕК БЕЗ, 2008
ДВОЙНАЯ ТИШИНА, 2009
ОДЕРЖИМОСТЬ, 2009
ЗЕРКАЛО И МУЗЫКА, 2009
ОНА, 2009
СКОРНЯКИ, 2010
САБУРО ФРАГМЕНТЫ, 2011
ЗАТМЕНИЕ, 2011
ЦВЕТЫ ВЕТРА / КАЗАХАНА, 2011
ОРГАН - ДЫХАНИЕ - ФИЗИКА, 2012
ДЫХАНИЕ - СИЛА ПРОЗРАЧНОСТИ, 2012
DAH-DAH-SKO-DAH-DAH, 2012
СКОРНЯКИ, 2012
ТАНЦОР Р-КЛЕТОК, 2013
ВЕСНА, ОДНОЙ НОЧЬЮ, 2013
ДОДО, 2013
ВТОРОЕ ПАДЕНИЕ, 2013
САНАТОРИЙ ПУСТЫХ ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ 2014
Совместно с музыкантами:
СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ В ЯПОНИИ, Татьяна Васильева (виолончель) 2009
МЕРКУРИЙ-ЛУНА, вариации Земи Но "Тору", юные музыканты, 2011
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПИАНИСТОВ, Рок д'Антерон, Франческо Тристано (фортепиано), 2010
СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ В ЯПОНИИ, Марианна Поссе (сопрано), 2011
РЕЮНЬОН, Гольдберг-вариации, Франческо Тристано (фортепиано), 2012
СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ В ЯПОНИИ, Вокс Клемантис (хор), 2012
БЕСКОНЕЧНОСТЬ, Вселенная органа, Масато Судзуки (орган), 2013
СУМАСШЕДШИЙ ДЕНЬ В ЯПОНИИ, Вокс Клемантис (хор), 2013
ЛИНИИ, Саяка Седзи (скрипка), 2014
В других театрах:
БЕЛЫЕ ОБЛАКА ПОД КАБЛУКАМИ, Балет Франкфурта, 1994
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ, Баварский государственный балет, 1999
МОДУЛЯЦИИ, Нидерландский дэнс-театр, 2000
ПАРА-ДИС, Балет Большого театра Женевы, 2002
ВОЗДУХ, Балет Парижской национальной оперы, 2003, восстановлен в 2006
МИРОПОМАЗАНИЕ, Баварский государственный балет, 2004
ВАКАНТ, Балет Большого театра Женевы, 2006
ТЬМА СКРЫВАЕТ ВОРОНЫХ КОНЕЙ, Балет Парижской национальной оперы, 2013
МЕТАМОРФОЗЫ, Лэнс-компания Гётеборгской оперы, 2014
Оперы:
ТУРАНДОТ Джакомо Пуччини, Эдинбургский фестиваль, 1999
ДИДО И ЭНЕЯ Генри Пёрселла, Театр ла Фенис, 2010
АСИС И ГАЛАТЕЯ Георг Фридрик Гендель, Фестиваль д'Акс-эн-Прованс и Академия европейской музыки, 2011
Фильмы:
КЕШИОКО, 1993
Т-Сити, 1993
ПЕРСПЕКТИВА ОБУЧЕНИЯ. Ур.1, 2004
ПОВЕСТЬ О, 2005
ФРИКЦИЯ ВРЕМЕНИ, ПЕРСПЕКТИВА ОБУЧЕНИЯ. Ур.2, 2008
МАЛЬЧИК ВНУТРИ МАЛЬЧИКА, 2010
Выставки:
СВЕТ ВНУТРИ СВЕТА, 2004
ФРАГМЕНТЫ ВРЕМЕНИ, 2008
РАЙОН НА ДВОИХ, 2009
ВИДЕО
ГЛАЗА НАРУЖУ, 2014. Венецианский биеннале
СКОРНЯКИ. Посвящается исчезающим понятиям. 2012
ЗЕРКАЛО и МУЗЫКА, 2012. Карас
АСИС И ГАЛАТЕЯ. Опера Генделя, 2011.
Отрывок 1Отрывок 2 ЦВЕТЫ ВЕТРА / КАЗАХАНА, 2011. Карас
https://vimeo.com/25393640 ОДЕРЖИМОСТЬ, 2009. Карас [По мотивам "Андалузского пса" Бунюэля]
ОНА, 2009. Карас
МИРОКУ, 2007. Карас
СТЕКЛЯННЫЙ ЗУБ, 2006. Карас
ТОЛЬКО ДВИЖЕНИЕ, 2003. Документальный фильм Мариэке Шредер
КОСТЯШКИ В СТРАНИЦАХ, 2003. Карас
видео 1видео 2 АБСОЛЮТНЫЙ НОЛЬ, 2002, Карас
ДВУХМЕЧТНЫЙ РАЙОН, 2002. Стереоскопический эксперимент
ПАРА-ДИС, Большой театр Женевы, 2002 ОТРЫВОК 3. Миниатюра. Конец 1980-х. ОТРЫВОК 2. Миниатюра. Конец 1980-х. ОТРЫВОК 1. Миниатюра. Конец 1980-х.
2.
Компания «КАРАС» [в переводе с японского - «ворона»]
основана в 1985 году вместе Кей Мията и Сабуро Тешигавара, в рамках деятельности которого и начали проявляться разные стороны таланта хореографа.
Цель компании - поиск «новой формы красоты», в которой «танец» - одна из форм искусства, состоящая не только из хореографии, но и элементов живописи, музыки, научной методологии и исторического экскурса.
Официальный сайт Сабуро Тешигавара и Карас