«ГОЛЕМ». «1927». АНДРЕЙД

Aug 24, 2014 23:00



«ГОЛЕМ»
по мотивам романа Густава Майринка
Компания «1927», Лондон
Текст и постановка - Сьюзан Андрейд

Премьера Зальцбургского фестиваля 2014.
От команды спектакля «Животные и дети вышли на улицы» - английского театра «1927».

Из анонса театра:
«Чудо современного мира в виде Человека!
Он выполнит все ваши команды!
Произведет впечатление на ваших друзей!
С ним не соскучишься!
Одно древнее заклинание гарантировано оживит безжизненный комок глины!
Рассказ из жанра научной фантастики о самом обыкновенном человеке и его Големе. Используя современнейшие технологии, компания «1927» в своем премьерном спектакле синхронизирует живое выступление с потрясающей рисованной анимацией, пластилиновой мультипликации и кино».

Еврейская легенда начала XVII века, в которой раввин, живший в Праге XIV века, создал из глины Голема, и вдохнул в него жизнь, чтобы тот исполнял «трудные поручения», на четыре сотни лет стала бродячим сюжетом. Его описал не только  указанный в программке Густав Майринк, но и Артур Холичер, Хорхе Луис Борхес, Исаак Башевис-Зингер, Терри Пратчетт, Станислав Лем, Кевин Андерсон и многие современных писателей.



Шотландка Сьюзан Андрейд, соучредитель компании «1927», в программе Зальцбургского фестиваля представила свою интерпретацию мифа, как автор текста и постановщик спектакля. А англичанин из Уэльса и со-директор Пол Бэрритт наполнил сцену визуальными трюками анимации. Там оживает город XXI века. Все в нем автоматизировано, кроме живых и симпатичных недотеп, существующих на фоне проецируемого на экраны мульта. Как и в предыдущем спектакле «Животные и дети», они - герои из немого кино, разыгрывающие сюжет под невероятно оптимистичный аккомпанемент фортепиано.

В спектакле вместо раввина главным героем стал Роберт Робертсон, такой Человек рассеянный с улицы Бассейной. Голема он не лепит, а покупает, чтобы тот помог ему следить за порядком и бюджетом. Покупка поначалу оправдывает себя, пока не становится альтер-эго хозяина, восставшим против него.



Что мы знаем о герое еще? Рядом с ним живут несовершеннолетняя Сестра, разделяющая любовь к музыке, и безостановочно вяжущая Бабушка. Еще Роберт ходит «работу работать», где делает «резервные копии резервных копий». Там Роб сталкивается с амбициозной Джой, в ведении которой находятся карандаши. Из-за нее он сбегает к своему школьному другу Филу, чтобы тот помог ему с Големом. «Включенный» Голем быстро увлекается собственной жизнью и новыми задачами. Фантом представляет последнюю версию себя - «Голем-2», социально адаптированный профессионал, способный решить любые задачи. Но исключительно свои.

Эта версия истукана - с более элегантным дизайном, светлого тона, компактного размера, с функцией портативного складывания, в желтых ботинках и эргономичном костюме. Он по-прежнему исполнит злое предназначение. Однако у него есть и много современных плюсов - отличная антенна, самозаряжающийся аккумулятор, и связь с социальными сетями, где можно легко найти себе партнера для жизни и для всего, и не одного.

Его бесспорные достоинства подмечают все, даже бабушка Роберта внимает рекламным руладам Голема и покупает супер-мега-навороченный прибор, в котором совсем не нуждается.



Вместе с еще несколькими ботаниками Роберт и его сестра организуют невероятно скучную и политизированную панк-группу, исполняющую лирические рэп-баллады под живое звучание фортепиано, а иногда и ударных. Голему не составит труда проникнуть и туда, при его уникальных свойствах «update» и «upgrade».

Управляя развлечениями, новостями и предложениями выгодных покупок, он постепенно завоевывает человеческий мир. Люди оказываются заложниками технологий. Женщины выстраиваются в очередь, чтобы научиться у Голема покорять мужчин. Человек становится продуктом сборочной линии, массовым производством, «объектом потребления». Человеческие качества, обнаруженные у Роберта Робертсона (наивность, скромность, терпеливость), становятся признаками устаревания модели, требующими жесткого контроля или замены на новую версию.

Вот по сюжету, собственно, и все.



Из множества характеристик спектакля симпатию вызывают, к сожалению, лишь две - юмор и живость. Анимация занимательна для детей. Актеры получают аплодисменты за техничность! Коллизии заменены трюками. В финале - незамысловатая мораль: «Держитесь подальше от ноутбука, смартфона и мобильного»! Но кто ж нас остановит?

Напоминание о древней легенде и романе Майринка - часть маркетинговой стратегии, вызывающая ложные ожидания. Глиняный идол не станет результатом еврейского чуда, призванного исполнять благие задачи. В нем вообще нет ничего магического. Он похож на исполнительного мистера Пропера, готового срочно вымыть пол для неумехи-хозяйки, но незаменимым коварным двойником быть неспособного.

Представленный «новый мир» тоже вызывает вопросы. Стиль анимации довольно старомодный, технически напоминает работы Макса Эрнста, Джорджа Даннинга в фильме о битловской «Yellow Submarine», а также великолепный атмосферный «Метраполис» Фрица Ланга 1927 года. Однако и такой анимации супер-динамичные актеры конкуренцию не составляют. Они драматургически невыразительны. Великолепная характерная актриса Роуз Робертсон в роли сначала Бабушки, а затем Девушки - редкая радость живого таланта. Но и ее не жалко, потому что, как говорят дети, «сама виновата»: жертва канет в небытие из-за нелепой ошибки большой вязальной машины.

Словом, вышла незамысловатая пародия на комикс. Всего 90 минут.



ВИДЕО 1

image Click to view



ВИДЕО 2

image Click to view



«ГОЛЕМ»
Компания «1927», Лондон

Текст и постановка - Сьюзан Андрейд
Кино, анимация и дизайн - Пол Бэрритт
Музыка - Лилиан Хенли
Саунд дизайн - Лоуренс Оуэн
Костюмы - Сара Манро
Драматургия - Бен Франкомба
Сценография и дизайн - Эсме Эпплтон
Аниматор - Дерек Андраде
Руководитель производства - Джо Кроули

Исполнители:
Эсме Эплтон, Уил Клоуз, Лилиан Хенли, Роуз Робинсон, Шамира Тернер

Голос Голема - Бен Уайтхед

Премьера - 22 августа 2014 года на Зальцбургском фестивале
Продолжительность - 1 час 30 минут без антракта

Коопродукция - «1927», Зальцбургский фестиваль, Лондский театр Young Vic, Парижский театр де ля Вилль.

Официальная страница спектакля

Официальная страница театра

P.S.
1.
«Голем: как он пришел в мир», 1920. Фильм Карла Бёза и Пауля Вегенера

image Click to view



2.
«Метрополис», 1927. Режиссер - Фриц Ланг, Германия

image Click to view


Зальцбург, Майринк, премьера, рецензия, Голем, фестиваль, 1927, Сьюзан Андрейд, театр

Previous post Next post
Up