ТЕАТР РОМЕО КАСТЕЛЛУЧЧИ

Dec 13, 2013 13:57



Ромео Кастеллуччи - итальянский постановщик, драматург, сценограф и дизайнер, один из главных действующих лиц современного европейского авангарда. Придумывает и воплощает восхитительные по красоте зрелища, оставляющие фантастическое послевкусие и сохраняемые памятью долгие годы. Его спектаклям рукоплескала публика более 50-и стран мира, но Кастеллуччи боится, что его живое дело станет скучной системой воспитания молодежи. Отбив рейдерский захват здания родного театра от первого кабинета министров Берлускони, советует всем на долгом и трудном пути потерь сохранить детскую остроту впечатлений и веру в то, что театральное дело - от Бога.

Любящий музыку Клаудио Монтеверди и блюз, роман «Моби Дик» и серфинг, Кастеллуччи, уверен, что у него все еще впереди, и что «его усталость от насыщенного графика работ - ничто в сравнении с тоской китайского крестьянина».

«Несносный ребенок», «самый смелый и изобретательный имиджмейкер современного театра», бунтарь, «вмешивающий толику садизма в блюдо всеядности», упивающийся плотской мощью театра, эксплуатирующий наготу, новейшие технологии, лики Иисуса, живопись прерафаэлитов, младенцев, простодушных и болезненно толстых людей. Кто он? Эпатажный циник или почитатель фриков? Перфекционист или экстремист?

Родился в 1960 году в небольшом северо-итальянском городке Чезана, расположенном в широкой долине у подножья Аппенин, на реке Савио, в 15 километрах от побережья Адриатики. Детство и отрочество Ромео провел в родном городе, ведущем свою историю с III века до н.э, до сегодняшнего дня сохранившем средневековый замок Рокка Малатестиана, старейшую библиотеку Малатестиану XV века, Кафедральный собор XVI века, картинную галерею в Ратуше, множество озер и плодоносных виноградников. Ромео смог покинуть Чезану только на время учебы в Болоньи (окончил класс живописи и сценографии в Университете изящных искусств), чтобы после получения диплома сразу вернуться обратно. Сначала намеревался стать художником, однако для первой же коллективной выставки придумал перформанс, который привлек к его творчеству внимание ценителей современного театра.

В 1981 году вместе с сестрой Клаудией Кастеллуччи и женой, драматургом Кьярой Гуиди, основал театральную компанию «Общество Рафаэля Санти», работающую на границе театрального и изобразительного искусств. В названии «Общества» хотели отразить итальянский характер, эталонность творчества Рафаэля, и характерное для ренессанса соединение физического и метафизического мира.

С момента организации «Общество» дислоцируется в помещении старой чезанской фабрики. Ромео отвечает за разработку концепта, сценографию, работу с актерами, свет и костюмы. Жена Кьяра - за работу с актерами над текстом. Сестра Клаудио - за хореографию и интеллектуальный контекст концепта. Вот уже 33 год «Общество» является семейным делом: мама Ромео, еще одна сестра и их дети - Феодора, Агат, Димитрий, Косма, Себастьян, Ева - заняты в спектаклях.

На протяжении 33-летнего пути Кастеллуччи находит источник вдохновения в классике эллинизма (особенно Элевсин), декоративно-прикладного искусства Рима и позднего барокко. В своих первых постановках древнего эпоса («Гильгамеш», «Исида и Осирис», «Орест» и др.), Кастеллучи оживлял традиционные гуманистические идеалы, в проектах «Святая София», «Спуск Иоанны в подземное царство», «Ахура Мазда» и «Мазох», исследуя человека в фокусе христианского канона.

Вторая редакция «Орестеи» 1995 года принесла Кастеллучи специальный приз Министерства туризма Италии. С этого момента начался рост популярности режиссера и признание его таланта за рубежом.

2002 год - переломный для карьеры Ромео. После получения из рук Министра культуры Франции знака Кавалера французского Ордена искусств и литературы, Кастеллучи в течение трех лет воплощает грандиозный проект «Трагедия, рождающаяся из самой себя», который подразумевал создание «единого культурного поля Европы» с последовательно играемыми постановками в десяти городах Европы: Чезене, Авиньоне, Берлине, Брюсселе, Бергене, Париже, Риме, Страсбурге, Лондоне, Марселье и вновь в  Чезене.

В 2005 руководит театральной секцией Венецианского биеннале. С 2008 года становится адьютантом-художником (ассоциированным экспертом) Авиньонского фестиваля, что позволяет ему участвовать в корректировке программы.

В 2011 году сразу два дебюта Кастеллучи получают награды: его фильм «Феномен, названный Я» - Приз на Токийском международном кинофестивале, а первая постановка оперы Рихарда Вагнера «Персифаль» в бельгийском национальном театре «Ла Монне» - Приз Общества критиков.

В 2013 году на Венецианском биеннале становится обладателем Золотого льва «За вклад в развитие театра».

Написал пять пьес-манифестов, в которых отразил эволюцию творческого метода. Считает необходимыми дисциплинами для понимания искусства - философию, живопись, музыку, медицину и точные науки. Искусство, по-Кастеллучи, не должно быть понятным, но обязательно запоминающимся. Театр - место, где драматизацией хаоса и бессодержательным эстетизмом можно изобрести другой, отличный от реальности мир. «Театр, - сказал Кастеллучи в интервью, - очень мощная форма, т.к. она настолько близка к реальной жизни, что, по сути, есть черное отражение нашего существования». При этом режиссера очень беспокоят процессы, происходящие в искусстве современной Италии: «Свет, солнце и радость природы превратились в мрачную тень разрушенной страны».

Вот уже несколько лет занимается разработкой особого аппарата терминов и понятий, необходимых для описания синтетического искусства XXI века.

Видео. «Трагедия, рождающаяся из самой себя» [Tragedia Endogonidia]. 2002-2004

image Click to view



Основные черты метода:

С точки зрения Кастеллуччи разговоры о методе - бессмысленны, что не мешает ему называть себя последователем Антонена Арто. При этом он умудряется игнорировать театральные традиции, применяя новейшие технологии для создания мощных зрительных, звуковых и обонятельных впечатлений.

Тип - визуальный театральный эксперимент, в центре которого концепт, рефлексирующий экспансию творческого мира в жизнь. Отстаивает принцип перформативного действа, центром которого является физическая форма.

Направление поисков - «выйти за пределы известности», «приручить реальность», «устроить вневременной канал» и пр.

Вместо сюжета - конструкт идущих друг за другом сцен, каждая из которых, как в ребусе, приоткрывает только часть высказывания («взятые из темных областей повседневности фрагменты»).

Главная ось композиции - тайное метафизическое послание.

Особенность языка - нелинейность повествования.

Сценический мир - сказка, мечта, галлюцинация.

Образы - все до единого имеют аналог в древней мифологии.

Структурный треугольник - Театр состоит из трех игроков: Автора, Актера и Зрителя.

Первый - Автор, вышедший из традиции (!), строит личное, современное высказывание синтетически, из средств подручных искусств.

Второй игрок - Актер - Машина, который действует, как механизм, не задумываясь. «Когда вы даете актеру задачу, считаю, лучше удалить информацию, чем дать лишнюю». Этот тип необходим Кастеллучи специально для деструкции текста, дегуманизации человеческого облика. Как Крэг сравнивает идеального актера с марионеткой, Кастеллучи вкладывает в свою форумулу смысл подчинения Актера строгому канону Автора и его замысла. По-Кастеллучи, актер - явление животное, страстное, обладающее особыми инструментами - физическими параметрами и машиной чувствований.

Третий игрок - Зритель - Бог, в сознании которого целиком складывается текст, транслирующий высказывание Автора через Актера-машину, с дополнительными линиями информации (цвет, музыка, свет, запахи), присвоением материала и внесением волны личных тем. Поэтому от Зрителя Кастеллучи постоянно требует невозможного, - упорного духовного труда и возвышения.

Задача постановок - удивить, «похитить зрителя», вывести его из равновесия, лишить его комфортной зоны, его самодовольства, чтобы затем «навсегда запечатлеть в его сетчатке» впечатление. Как следствие, манипулирование стереотипами и эксплуатации приемов разрушения норм. Как истинный исследователь, не гнушается любым внешним видом исследуемого объекта, будь то красота или уродство. Устраивая шоковую терапию соединением феноменов, создает проникающие в душу образы.

Часто используемые темы - нагота, имитация насилия, дерзкая презентация символов, деструкция общественного сознания, ликвидация дистанции между зрелищем и публикой. Приемы - неожиданные взрывы, пронзительные звуки, резкими включениями ярких прожекторов в зал, распространение неприятных запахов и пр.

Как он любит повторять, «каждая хорошая реакция для меня законна»!

Телефильм о Ромео Кастеллучи. Мальта-фестиваль в Познани. 2013

image Click to view



Постановки:

1985
«Святая София. Театр кхмеров»

1989
«Спуск Иоанны в подземное царство»

1990
«Гильгамеш»
«Исида и Осирис»

1991
«Ахура Мазда» (Мудрый Господь)

1992
«Амлет». Неистовая публичная смерть моллюска
«Орестея», по Эсхилу
«Бучеттино» для детей

1993
«Мазох». Триумф Театра пассивности власти, вины и поражения

1994
«Гензель и Гретель»

1995
«Орестея». Как органическая комедия

1997
«Юлий Цезарь», по Шекспиру

1998
«Ослиная шкура»

1999
«Книга бытия». Музей сновидений
«Путешествие на край ночи», по роману Луи - Фердинанда Селина

2000
«Бой», на музыку Клаудио Монтеверди  и Скотта Гиббонса

2002-2004
«Трагедия, рождающаяся из самой себя» [Endogonidia]
Эпизоды: С. # 01 Чезена («Общество Рафаэля Санти», 25-26 января 2002)
А. # 02 Авиньон (Авиньонский фестиваль, 7-16 июля 2002)
Б. # 03 Берлин («Геббель» театр , 15-18 января 2003)
Бр. # 04 Брюссель (Фестиваль Искусств, 4-7 мая 2003)
Вп. # 05 Берген (Норвежский Международный фестиваль, 22-25 мая 2003)
П. # 06 Париж («Одеон - Театр Европы», Осенний парижский фестиваль, 18-31 октября 2003)
Р. # 07 Рим ( Римский европейский фестиваль, 17-20 февраля 2004)
С. # 08 Страсбург («Ле Мейлон», Страсбургский театр)
Л. # 09 Лондон («Лифт», Лондонский международный театральный фестиваль, 13-16 мая 2004)
М № 10 Марсель («Бернардинцы», театральная гимназия, 20-26 сентября 2004)
С. № 11 Чезена («Общество Рафаэля Санти», 16-22 декабря 2004)

2004
«Путешествие на край ночи», по роману Луи - Фердинанда Селин

2007
«Эй, девчонка!»

2008
«Ад», «Чистилище» и «Рай» по мотивам поэмы Данте «Божественная комедия». Авиньонский фестиваль

2011
«Парсифаль», по Рихарду Вагнеру. Бельгийская национальная опера «Ла Монне»
«О концепции лика Сына Божьего»
«Черная вуаль священника», по новелле Готорна

2012
«Ресторан четырех времен года». Авиньонский фестиваль

2013
«Гиперион. Письма террориста», по Гёльдерлину. Берлинский театр «Шаубюне»

Кастеллучи - автор пьес-манифестов:
«Театр Общества Рафаэля Санти», Ubulibri, Милан, 1992 . Рутледж, Лондон, Нью- Йорк, 2007.
«Пыль эпоса», Ubulibri, Милан, 2001 .
«Паломники материи», Вневременной пасьянс. Безансон, 2001 .
«Эпитафия», Ubulibri, Милан, 2005 .
«Трассы». Траектории формы. Трагедия, рождающаяся из самой себя. Арль, Actes Sud, 2008

ВИДЕО:

«Эй, девчонка!» [«HEY GIRL!»]. 2007





image Click to view



«Ад» [«Inferno»]. 2008

image Click to view



«Чистилище» [Purgatorio]. 2008



«О концепции лика Сына Божьего». 2011



Фильм «Брентано». 1991

image Click to view



В оформлении использована репродукция лика Иисуса художника Антонелло да Мессины.

Ромео Кастеллуччи, театр, биография

Previous post Next post
Up