Тема невероятно актуальна и для российской театральной школы!
Журналист Мартин Эйч в немецком еженедельнике Der Freitag опубликовал статью "Государственный театр марионеток" (1.03.2016), где выразил опасения по поводу увеличения количества дипломированных актеров в стране.
Растет количество платных мест и число вузов, выпускающих актеров. Только Школа Эрнста Буша отправила за последние пять лет в свободный полет на рынок труда 138 учеников. И невероятно малое число из них нашли себе работу в 132 бюджетных коллективах, составляющих театральную карту Германии.
Сами директора драматических школ рады открывшейся конкуренции, позволяющей рапортовать о странных достижениях по количеству рабочих мест для педагогов, выработанных человеко-часов, проведенных конференциях и организованных совместных акциях, скрывающих обычную погоню за прибылью.
Однако актерская армия продолжает расти. Из ежегодно набирающих студентов 21 немецкоговорящих государственных арт-школ - 17 дважды в год проводят открытые курсы повышения квалификации. Плюс несчитанное число частных учреждений и всяких семинаров. В результате их совместной работы выросла репрезентативная резервная армия Германии - более 2800 талантов ожидают светлого будущего.
Незыблемым остаются перекос в максималистских ожиданиях юных актеров "играть только Гамлетов и Офелий" с ответной негативной реакцией мэтров театрального мира. Так, классик немецкого театра, режиссер Клаус Пейман видит в сегодняшних молодых исполнителях чудовищные недуги - "слепоту и невежество", превращающие любой талант в карлика. Однако отсутствие работы проблему не решает, а, наоборот, описывает замкнутый круг. За неимением рабочих мест, что этим выпускникам остается делать?
Первый путь инфантильный - поступать в новое учебное заведения, повышая квалификацию у вновь открывшихся учебных заведений, включая разные возникающие тут и там сомнительные мастер-классы и ворк-шопы. Или можно все-таки найти нечто более эффективное?
Самым популярным способом до сих пор остается "самозанятость", когда выпускник берет свою судьбу в руки и сам учреждает школу, театр, проект, который потом шатко-валко двигается по стране, привлекая и теряя соратников по пути. При всех плюсах путь изолированный и категорически бескорыстный, где работают два стойких правила: "Никакого иждивенчества!" и "Только тотальное сопротивление!"
Второй по популярности способ - выражение преданности, когда долгое стояние "у изгороди" вокруг большого таланта приносит свои плоды. Как отметил драматург и профессор Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств Марион Тидтке, современные театральные компании ожидают от нас, что "мы постоянно оптимизируем себя, обнаруживая активность, стойкость и преданность, ставшие большой редкостью". Но удача улыбается лишь некоторым: их берут в ученики, проекты, фестивали и пр.
Есть шанс искать место в театрах с перенаселенностью актеров пожилого возраста. Седые старцы по закону обязаны уходить на пенсию и освобождать места. Хотя есть риск, что с его уходом исчезнет и социально-финансовая стабильность, которая при участии мэтра кормила весь коллектив. Бывают случаи, что такие театры просто закрывают.
Некоторые решаются на переезд в другую страну, хотя это один из самых сомнительных вариантов, так как репертуарные театры существуют только в Германии и России. Остальной театральный мир существует в границах коммерческого театра и проектного менеджмента.
Есть некоторая активность внутри отрасли развлечений, когда молодой талант соглашается на кратковременные и по сути кабальные условия контракта, ввязываясь в не скрывающие коммерческие цели проекты, противные всяким творческим идеалам. Тоже есть свои плюсы, правда, не в творчестве, но хотя бы в ощущении причастности к чужому, пусть и сомнительному делу. В тисках жерновов легкого жанра высекается тезис: развлечение есть очень тяжелое ремесло.
Совсем небольшая братия юных художников ищут себя в авангарде, который в корне своем маргинален, то есть, не дает ни денег, ни применения навыков, так как требует чего-то вне фундамента профессии. К сожалению, такой путь ведет к большей изоляции и развитию неадекватных проявлений творческого эгоизма. Хотя и тут некоторым, самым стойким удается найти свой круг почитателей и даже финансовые опоры для своего шаткого дела.
И, наконец, самая большая группа - исчезающие таланты, после череды больших и малых неудач меняющие профессию и жизненные ориентиры.
Учитывая сложности повседневного выживания и тех счастливчиков, которые получили место и за мизерную заработную плату выходят хотя бы несколько раз в месяц на сцену репертуарных театров, Мартин Эйч задается логичным вопросом - а не пора ли регламентировать этот рост, прекращая выпускать актеров-марионеток для государственного театра? Ведь давно известно, что изобилие часто вызывает дефицит.
Источник