Ренессанс социальной драмы в США

Mar 06, 2016 14:24




Современный американский театр обрел новую задачу. Молодые американские драматурги ставят под сомнение термин «раса», связь национальной идентичности с чудовищным креном в социальной политике, вызывая неподдельный интерес публики, всклокоченной новыми витками рассовой войны в США.


Следует отметить, что вновь разгорающийся конфликт родом из другой эпохи, отчего американский театр все чаще стал отправлять в прошлое. Всплеск ретроспектив в историю и обращение к социальной тематике связаны с активностью появившихся на арене талантливых афроамериканских драматургов, среди которых самые яркие представители - Аяда Ахтар, Данай Гурира и Доминик Мориссу.

Отмечаемое в октябре 2015 100-летие Артура Миллера всколыхнуло непокорных американских интеллектуалов желанием вновь заговорить о миграции, беженцах, жестских экономических условиях и системном расизме.

Редактор американского театрального журнала "Группа театральных коммуникаций" Тереза Айринг объясняет ситуацию так: "Мы переживаем сейчас в США всплеск дебатов по проблемам расизма и идентичности внутри страны и за ее пределами, что значит быть или не быть привилегированным... Да, случай в Фергюсоне, где сотрудником полиции был убит безоружный Майкл Браун, потряс все наше общество. Театр быстро отреагировал постановкой пьес, в которых выражалось сочувствие и гнев".

В их ряду один из самых активных авторов - уроженка Детройта Доминик Мориссу. Ее трилогия "Голубой рай", Детройт 67" и "Команда скелетов" посвящена рабочим ее родного городка, их музыке и разрушенной мечте поколения черных семей, покинувших юг континента ради работы на заводах севера. Мориссу смотрит на США с точки зрения меньшинств, которые продолжают бороться с двумя самыми горячими темами сегодняшнего общества - за равноправие и против бедности.

Следующий яркий представитель ренессанса социальной драмы в США - драматург с зимбабвийскими корнями Данай Гурира. Она пишет о своей родине, о роли женщины там и борьбе за независимость, конфликте традиций с интеграцией в Америке. Ее пьеса "Затмение" с кенийской актрисой Люпитой Амонди Нионго, выигравшей Оскар за роль рабыни Пэтси в фильме Стива Маккуина "12 лет рабства", была с аншлагами представлена в течении нескольких недель на сцене Public Theater на Бродвее. В то же время новая пьеса Гуриры "Знакомые" идет сегодня на подмостках Off-Broadway.

Еще один яркий представитель - пакистано-американский актер и писатель Аяд Ахтар. Его пьесы "Опозоренный", "Невидимая рука" и "Кто и Что" рассказывают о гуманистических традициях американских мусульман, которые все чаще становятся объектами дискриминации. До сих пор актуален вопрос духовной целостности современного человека, выбирающего между наследием предков и сегодняшней тенденцией утраты идентичности в стремящемся к универсализации мире. Описывающие эти тенденции пьесы Айада Ахтара утверждают гармонию в многообразии культур, находящем искренний отклик в зрительном зале.

Оказавшийся в потрясении от рассовых и социальных конфликтов последнего десятилетия, театр США ставит перед собой новую задачу активно вмешиваться в политизированную реальность страны обсуждением спорных и остро-социальных тем времени.

2016, США, драма, Данай Гурира, Аяд Ахтар, Доминик Мориссу

Previous post Next post
Up