«САМЫЕ КРАСИВЫЕ СЦЕНЫ СМЕРТИ В ИСТОРИИ ОПЕРЫ»
Цюрихская драма, Швейцария
Идея и постановка - Алвис Херманис
Взрослая женщина с вздыбившейся аля-60-е годы прической «пизанская башня» на голове, ходит по пустым залам некоего учреждения со стеклянными стенами перегородок и крутящейся дверью. Испуганно оглядываясь и пытаясь что-то вспомнить, она достает виниловую пластинку и ставит ее. В мертвой тишине зазвучат божественные звуки Травиаты. Героиня торжественно умирает.
Певец оптимизма Херманис скрупулезно воссоздает особое эстетическое пространство памяти.
Из анонса театра:
«Изольда тонет, чтобы воссоединиться в видении смерти с любовником, Тоска бросается в пучину, Кармен зарезана ревнивцем Хосе, Альфредо приходит слишком поздно, его возлюбленная неизлечимо больна, Виолетта умирает у него на руках... Нигде столь красиво и виртуозно не умирают, как в опере. Несокрушимая любовь, мировая усталость, тоска по смерти, зависть, ревность, преступления должны привести оперных героев к гибели, и в конечном итоге к смерти. То есть, в красивом пении заключены страдания и в то же время комфорт. Основываясь на лучших сценах смерти в истории оперы Алвис Херманис вместе с актерами сочиняет спектакль об искусстве и театре, может быть, о смерти, но прежде всего о жизни».
Все герои носят костюмы в постельных тонах. Каждый актер носит собственные имена: Хильке - Мисис Алтефроне, Ирка - мистер Зетт, милиан - господин Зерзави, и т.п. Ощущение, будто их всех неведомый художник увидел в последних слепящих лучах холодного света. В среднестатистическом доме престарелых каким-то чудным образом собрались любители оперы. И словно в последний раз смогли пережить взрывы страсти и приливы похоти.
После того, как звуки арии умолкают, мы слышим старческое кряхтение и слова благодарности. «Странно, но я почувствовал себя лучше», - говорит один из старичков, вышедших из эйфории исполненной только что картины из оперной трагедии.
Арии в сценах смерти - вершина оперного искусства. Самые пафосные слова, типа, «О, горе, горе мне», - будоражат фантазию мастера на выдумку Херманиса, который вдохновился удивительной идеей превратить музыкальные шедевры в акт музыкальной терапии одного всеми забытого престарелого дома. Так, в один вечер на сцене случится невозможное - плачущая под музыку Вагнера Изольда простится с Тристаном, а Тоска Пуччини выйдет из замка Сант-Анжело, Виолетта Верди будет сражена наповал туберкулезом, Кармен Бизе зарежет ножом ревнивец, а Евгений Онегин Чайковского убьет понарошку Ленского на дуэли, Недда Леонкавалло встретит кинжал. И, наконец, одна из неугомонных, почувствовавших приступ лирики бабушек станцуют сцену «умирающего лебедя» Сен-Санса. Чем не пафосный апофеоз кончины?!
Особенность истории, разворачивающейся на сцене Цюрихской драмы, в том, что после каждого оперного падения и вытягивая зрительских всхлипов-вскриков-слез все герои оказываются живы, встают на поклоны, и чтобы продолжить жить, радуясь проснувшемуся желанию быть счастливым.
Собственно, сюжет отсутствует. Тема «воскрешенье» соединяет номерную структуру сказочного действия. Воскреснув, сесть за длинный обеденный стол, и откушать, например, гаспачо, вызывающее новый всплеск воспоминаний и охоту жить / умирать вместе с музыкой вновь и вновь.
Все признаки возраста словно обдаются тропическим знойным ветром - доброй иронией: и усталость от долгой жизни, и колдовство болезни, и запоздалое вожделение...
Сквозь смех и слезы внутри мелодраматического калейдоскопа звучат темы остро-социальной актуальности - «еще раз почую морскую соль на губах», «В мире дыханием развевается все - утонуть, утонуть, неосознанно - высшая радость!», полные слов прощания, но, вот какая странность, сказанных неожиданно легко и светло, потому что «тема продолжения жизни не будет иметь никакого значения».
Только к финалу понимаешь, что все герои с нетерпением ожидают прихода конца, показавшегося слишком медленным из-за тяжелых заболеваний... Под долгие аплодисменты, который давно не слышала Цюрихская драма мы, смеясь и плача, разделяем боль героев и расстаемся с самой мыслью о конце.
Смерть была так близка. И, оказавшись на подмостках, она отступает, заговоренная талантом творческой группы и магией выдающихся оперных арий. В жизни бы так...
ВИДЕО
Click to view
«САМЫЕ КРАСИВЫЕ СЦЕНЫ СМЕРТИ В ИСТОРИИ ОПЕРЫ»
Цюрихская драма, Швейцария
Постановка, сценография и костюмы - Алвис Херманиc
Свет - Гинштер Эхеберг
Драматургия - Андреа Швитер
Заместитель директора - Тобиас Герцберг
Ассистент драматурга - Ирина Мюллер
Костюмер - Ноэль Брухвилер
Работник сцены - Доминик Фрейшлаг
Помреж - Ральф Фурман
Исполнители:
Хильке Альтефроне, Готфрид Брайтфус, Изабель Менке, Фредерике Вагнер, Милиан Зерзави, Ирка Цетт, Рита фон Хорват
Премьера - 19 марта 2015 года
Продолжительность - 2 часа 15 минут без антракта
Официальная страница спектакля