В позднем творчестве Гёте особое место занимает "Западно-восточный диван" - сборник (собственно, само арабское слово "диван" и означает "собрание, сборник") стихотворений, подражающих суфийскому поэту Гафизу (Хафизу Ширази). Вообще, тема Востока, и, что самое главное - суфизм привлекали великого европейского поэта. Сам Гёте был поэт-философ - потому и суфизм, мистически соединяющий поэзию с философией, был ему близок - и занимал его мысли. Более того, в поздние годы у Гёте нарастала тенденция к рефлексии, его поэтические произведения становятся всё более перегруженными философскими размышлениями, становясь уже не просто поэзией, но поэзией рефлективной (ярчайший пример - 2-я часть "Фауста": контраст с 1-й колоссален!). Суфизм и вдохновлённый им "Западно-восточный диван" - в этом же духовном русле. За излишнюю рефлексию, философичность лирики поэтов принято ругать. Но Гёте от нас не будет хулы - ибо ему гениально удалось синтезировать мысль и образ. К примеру, в "Диване" есть стихотворение "Зулейке" - в четырёх четверостишиях которого гениальный поэт дал всю философию истории.
Судите сами.
Зулейке
Чтоб игрою благовоний
Твой порадовать досуг,
Гибнут сотни роз в бутоне,
Проходя горнило мук.
За флакон благоуханий,
Что, как твой мизинец, мал,
Целый мир существований
Безымянной жертвой пал,-
Сотни жизней, что дышали
Полнотою бытия
И, волнуясь, предвкушали
Сладость песен соловья.
Но не плачь, из их печали
Мы веселье извлечем.
Разве тысячи не пали
Под Тимуровым мечом!
1814-1818
Перевод В. Левика.