«Он ушёл в личную жизнь» - приходится иногда слышать от знакомых леваков в адрес какого-нибудь третьего лица (как правило, бывшего левого). И произносится эта фраза обычно тоном эпитафии, как будто на самом деле человек не в личную жизнь «ушёл», а прямо на тот свет отправился.
Вообще говоря, показательно. Для современных леваков каждый, кто не желает пребывать в мире субъективных иллюзий, взращенных на суровой почве священных текстов вековой давности, каждый, кто не желает жить изгоем в отрыве от реального мира - предатель или, в лучшем случае, потерянный человек. Забавно, не правда ли: человек, приобретённый для нормальной жизни (нашедший нормальную работу, женившийся на любимой женщине и занимающийся воспитанием детей) - такой человек потерян для левых! По крайней мере, так считают сами «профессиональные революционеры», рыцари догмы и прочие великовозрастные дети 30-ти с лишним лет, заигравшиеся в ролевую игру под названием «мировая революция здесь и сейчас».
На самом деле, только так - вернувшись к жизни - пусть с бытом, об который с завидной регулярностью разбиваются лодки любви, пусть с обывательщиной, только погрузившись в которую, понимаешь бытие миллионов - можно действительно претендовать на понимание этого общества, следовательно - на его изменение. Только посредством личной жизни человек живёт жизнью общественной.
Слово предоставляется свидетелю защиты - Гегелю:
«Но что заставляет нас чувствовать себя уютно у греков, это то, что, как мы видим, они превратили свой мир в родной дом: нас связывает с ними общий дух уюта родного дома. Как в повседневной жизни бывает так, что мы чувствуем себя хорошо у людей и в семьях, которые чувствуют себя уютно дома, внутренне удовлетворены, не стремятся в даль, так обстоит дело и с нашим отношением к грекам…
Как греки находятся у себя дома, так и философия состоит именно в том, чтобы находиться у себя дома, чтобы человек был в своем духе у себя дома, чувствовал себя уютно у себя». (Лекции по истории философии. 1932, с. 136 - 137).
При чём, уютность в мире, освоение мира невозможно без освоения своей собственной жизни, без личного комфорта. Иначе - вы не поймёте ничего, и даже в своей судьбе будете лишь посторонним зрителем, не говоря уже о судьбах мира.
Поэтому необходимо «уходить в личную жизнь». Разумеется, не каждый в неё ушедший, становится философом и деятельной личностью, осваивающей (сиречь изменяющей) мир, но, в то же время без этого «ухода» невозможно что-либо с этим миром сделать. Противореча Марксу, в наше время только люди, которым есть, что терять, могут обрести весь мир.
И, кстати говоря, личный комфорт не означает богатства и роскоши - разве что богатство духовное. Взять, к примеру, Спинозу. Тот долгие годы жил затворником в небольшой комнатушке и довольствовался ежедневной молочной похлёбкой и стаканом пива на ночь. И находился при этом в полном согласии с собой; работать ему было комфортно, и мир открывался ему.
То есть - «домашний уют» в личном микрокосме есть непременное (необходимое, но не достаточное!) условие «уюта» в макрокосме общественном. Уюта, который единственный позволяет мыслить и действовать.
И не потому ли у нас, русских, не могущих устроить свой элементарный быт (обойдёмся без примеров - ставших притчей во языцех дорог уже достаточно) так мало философов мирового масштаба, а у наших левых (зачастую модничающих своим богемным, «анти-обывательским» образом жизни) - вообще нет современных мыслителей?