«И всё разменивается на огонь, и огонь на всё: как на золото имущество, и имущество - на золото».
(Гераклит Эфесский. Фрагменты. М.,1910, с. 35).
Гераклит из Эфеса хоть и был прозван Тёмным за непонятность и двусмысленность своих речей, говорил истину. А если многим казался непонятным его язык - так язык диалектики действительно сложная штука. Истина вообще редко бывает простой и поверхностно-понятной, но вот поверхностно понятой бывает часто.
О чём же говорит этот афоризм Гераклита, если постараться понять его не поверхностно, но истинно? О том, что золото (деньги) стало всеобщим эквивалентом, товаром товаров, на который можно обменять, купить всё. Вот так, за 2500 лет до Карла Маркса характер денег как универсальной стоимости был уже понятен греческому диалектику. Разумеется, эксплицитную теорию капитала нельзя было дать прежде, чем сам капитал смог достаточно развиться как общественное отношение. Поэтому и «Капитал» написал Карл Маркс, а не Тёмный из Эфеса, но в имплицитной форме теория стоимости («кирпичик» теории капитала) уже заключена в афоризме эллинского диалектика.
И, кстати говоря, Гераклит не только понял объективный характер денег как универсальной стоимости, но и общественные последствия товарно-денежного господства: как огонь вечно угасает и вновь вспыхивает, так и деньги вечно совершают свой оборот (то есть, формула Д - Т - Д' Гераклиту уже была понятна). И, более того, как и огонь в его космологии, деньги для эфесского философа были одновременно источником и благополучия, и упадка, уничтожения.
Весьма показательно, что правильное теоретическое понимание стоимости неизбежно вело и ведёт к определённым выводам политического характера - что 2500 лет назад, что сейчас. Разумеется, Гераклит не был и не мог быть социалистом, но, судя по немногим дошедшим до нас источникам, он выступал против имущественной дифференциации и торговцев, набирающих власть в полисе. Аристократию денег и имущества Гераклит презирал, считая законной только аристократию происхождения. Демократию (власть многих) эфесец считал хаосом, отдавая приоритет всеобще-надындивидуальному закону.
«Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города)».
В целом, пример Гераклита весьма показателен: если хочешь быть диалектиком, нужно быть не только революционером, но и консерватором. И наоборот - диалектика есть не только дух уничтожения, исчезновения но и сохранение, утверждение лучшего из того что есть в том, что будет.