Книжное

Mar 07, 2022 12:04

С инстаграмом и отчетами в конференции на известном сайте совсем забросила тут книжную тему. Продублирую все же еще здесь, кто знает, какие сайты останутся с нами...
Итак, поехали. Прочитанное с начала 2022.


1. "Отдаленные последствия», Александра Маринина
Если коротко: дня три увлекательного чтения и очередное запутанное дело раскрыто. Хоть в этот раз более-менее понятно было с самого начала, к чему все идет, однако следить за тем, как ...разнообразно работает следствие -​ интересно, почти так же интересно, как собственно сама детективная история. В общем, по-прежнему люблю Маринину :)
2. "Сильнодействующее лекарство».​ Артур Хейли
Я вспомнила, почему не могу по-настоящему полюбить этого автора. Его тексты для меня слишком сухо написаны. Они интересны, если вы хотите узнать «в чем там было дело», но совершенно лишены живости. У героев нет индивидуальности, я их «не чувствую», хотя тщательно слежу за тем, что они делают и какие причинно-следственные связи их поступки имеют.
3. «Три кота на чердаке», Алиса ЧернышоваАвтор для меня новый. Стиль, на мой вкус, слегка навязчивый (постоянно повторяются удачные, с точки зрения автора, обороты, как в речах/мыслях героев, так и просто в описаниях, а это быстро начинает раздражать), но читается на ура. Более того: прочитав четверть книги, я на радостях скачала еще две из трилогии, в надежде еще пару вечеров получать удовольствие. Но увы - то, что началось с забавных диалогов и сложностей межвидовых отношений, приправленных всяким сказочным, внезапно переросло в такое нагромождение сверхъестественной мути, что мне, даже учитывая мою любовь к фэнтези, стало «слишком». Так что увы, не пошло. Хотя так обнадежило поначалу. Что вдвойне обидно :(

4. «Соседский ребенок», Шалини Боланд
Дочитала в понедельник, хотя начала на прошлой неделе еще. Скорее психологический триллер, чем детектив. В целом сюжет мне понравился в смысле закрученности. По крайней мере попытка закрутить была. Хотя в процессе чтения вполне себе можно предположить, чем оно закончится. По мне есть один минус - книга как бы убеждает тревожных мамочек, что «если вам кажется, что за вами следят - вам не кажется», а это так себе установка. Ну, для 99, 9% случаев таких «кажется». Но если вы тревожны, и не имеете младенцев, то почитать можно.
5. "Человек-землетрясение", Хайнц Конзалик
Я не нашла, в каком году написан роман, но он является практически идеальной иллюстрацией к идее порочности "загнивающего запада", как нам ее когда-то преподносили. Не смотря на такую непопулярную нынче идею, книга мне понравилась. Но самое интересное, что я так и не смогла определить, является ли Роберт социопатом, или он - жертва воспитания и собственных комплексов. С одной стороны, мысль о социопатии героя приходит буквально с первых страниц, но под конец книги нас почти убеждают в обратном. Кто читал - какого вы мнения на первопричины такого поведения Боба?
И к знающим - есть ли еще у автора подобные вещи? Романов у него вышла куча, но ни про Вторую Мировую, ни про россиян мне читать не очень хочется...
6. «Мисс Джин Броди в расцвете лет», Мюриэл Спарк
Прочитала. Если честно, не понравилось вообще - все бесконечно скучные. Мисс Джин Броди производит впечатление сильно неумной, безответственной особы с определенными психологическими (или психиатрическими?) проблемами. Со стороны учительницы буллинг, игнорирование своих прямых обязанностей. абсолютное несоблюдение правил и принципов школы. Такая антиреклама частных школ получилась. Книга написана аж в 1961, может, на тот момент текст воспринимался как что-то новое и острое, конечно. Сейчас, увы, мне не удалось ни за что зацепиться.
7. «Белая хризантема». Мэри Брахт
Очень тяжелая книга. Корея под японской оккупацией, вторая мировая. История о судьбах двух корейских девочек. Старшую в 16 забрали из семьи японцы и сделали «женщиной для утешения», младшая в 14 угодила против собственного желания замуж. Сестры потеряли друг друга, но не смогли забыть и не продолжать любить. Книга просто перенасыщена описаниями насилия, боли и страха. Читать такое впечатлительным людям, наверное, не стоит. Но и очень много о Корее мы узнаем.
8. «Vita Nostra. Работа над ошибками», Марина и Сергей Дяченко
Когда-то я читала «Vita Nostra», так что и за продолжение взялась. Что могу констатировать… Во-первых, за 14 лет я основательно подзабыла подробности обо всех этих Частях Речи, Грамматике и прочем. Во-вторых, читать быстро и не напрягаясь эта забывчивость не мешает, стиль книги очень такой… простой для восприятия. В-третьих, к концу «Работы над ошибками» я таки запуталась окончательно, /кто на ком лежал/ кто чего хотел и, главное, зачем - осталось как-то не вполне понятным.

9. «Отрезанный», Себастьян Фицтек, Михаэль Тсокос
Крайне кровавый детектив. Вот просто в стиле «кровь-кишки размажем по лицу», практически буквально. Причем абсурдный до изумления. Помню. кто-то здесь писал, что это книга о системе правосудия и ее ошибках - да, этот вопрос как бы присутствует, но он настолько жутко и невероятно проиллюстрирован, что практически теряется, а проблема высвечивается одна - неужели все люди вокруг настолько отмороженные, и разве может вообще ни один работник системы не считаться с ее правилами?! Ну и сами персонажи абсолютно ненастоящие, кмк, - от практиканта да главной героини. Если честно, мне не понравилось вовсе, дочитала только из-за малого объема, простого очень текста и слабой надежды на какую-то внятную идею все же. Увы, я осталась с ощущением, это просто чтение для любителей кровищи :)
10. «Пока мы были не с вами», Лиза Уингейт
История о незаконных усыновлениях в Америке первой половины 20 века, причем размах аферы был поистине огромен: тысячи усыновлений, для которых детей попросту воровали у бедных и потом фактически продавали богатым родителям. Естественно, выглядело для общества все вполне благопристойно. Из-за деятельности Общества детских домов Теннесси тысячи детей потеряли свои настоящие семьи, и сотни - попросту умерли в детских домах из-за плохого обращения и отсутствия медицинской помощи. Книга страшная по сути, но читается легко, ибо достаточно художественная.
11. "Улетающий Монахов", Андрей Битов
Роман-пунктир, состоящий из нескольких рассказов (написанных в течение 30 лет), каждый из которых сначала печатался как отдельное произведение. Рассказы объединены одним героем - Монаховым (как несложно догадаться), которого мы сначала видим совсем юным, ну и соответственно, все взрослее и взрослее. С одной стороны, рассказы явно должны быть "о любви". психологичные и для думающего читателя. С другой - я, видимо. недостаточно думающий читатель, меня жутко раздражало, что главный герой всю жизнь проводит не приходя в сознание и с ощущением крайнего отвращения ко всему и всем. В общем, мне не понравилось.
Читала, потому что сегодня собираюсь на одноименный спектакль в МТЮЗ (если не сорвется, конечно).
12. "На дне", М. Горький
Перечитала, ибо собиралась на спектакль в Модерн. но увы - отменился  (но позже все же посмотрела). Зато вспомнила пьесу. Ну... интересно, как (и зачем!) мы это в школе проходили? Жуть же.

13. «Добрая самаритянка», Джон Маррс
Психологический триллер, достаточно хорошо продуманный - все, кажется, становится понятно почти сразу, но пока читаешь, открываются все новые и новые грани. История жутенькая, пересказывать не хочу - вдруг кто-то не читал, не хочу спойлерить. Но тема самоубийств - основная, надо предупредить потенциальных читателей.
14.  "Чума" Улицкой.
Одна радость, что сценарий коротенький. Историю о предотвращении эпидемии чумы в далеком 1939 я знала и без того. Сценарий автор написала еще в 1978, и это была вступительная работа на курсы при Доме Кино (и автора туда не взяли, если верить snob.ru). Может для 1978 это и было как-то интересно, но сегодня, после всех снятых фильмах-катастрофах и всей написанной по теме литературе этот сценарий читается… ну, как очень упрощенная вторичка. Правильная, технически верная, пожалуй, но скучная. То  есть кино-то снять можно, но оно будет «облегченной копией» уже снятых фильмов. Не, ну может, если режиссер - бог, тогда что-то и выйдет, но мне лично сомнительно.
15. Еще ознакомилась (наконец-то) с "В ожидании Годо" Беккета, теперь очень хочу увидеть это на сцене.
16. Прочитала пьесу же "Фрекен Юлия"  Стриндберга в рамках подготовки к просмотру спектакля.
Бралась за "Кролик, беги!" Джона Апдайка... И вообще никак.В итоге таки отложила "Кролика" насовсем .

17. "Молот Люцифера", Ларри​ Нивен, Джерри​ Пурнелл.
Роман-катастрофа и​ постапокалиптика под одной обложкой. Можно было бы сказать, что сюжет весьма растиражированный -​ комета, земля…​ ну, вы поняли :), однако написан-то роман аж в 1977, так что для своего времени он был ого-го какой оригинальный и остросюжетный (и кстати, принес автору всякие​ премии​ в свое время).​ Для меня сегодня показалось весьма​ затянуто: все то же самое, по-моему, отлично бы уместилось в трети имеющегося объема. Хотя в общем интересно, конечно, следить за поведением людей в чрезвычайных обстоятельствах. Особенно интересно после фильма​ "Не смотрите наверх" :)

18. "Сергеев и городок",​ Олег Зайончковский
Когда взялась за эту книгу, поначалу,​ честно скажу, завязла. Во-первых, это скорее сборник рассказов, чем связный текст. Во-вторых, рассказы сплошь описательные с претензией на "модный стиль", а мне такое не очень. Но вообще забавно, что "потомок старинного польского дворянского рода" (как везде пишут об авторе, хотя мне кажется, явно​ заметно​ большее влияние​ среднего образования и разнообразия профессий до писательства:​ от слесаря до ремонта бытовой техники)​ изъясняется на смешении городского говора 90х с "рабоче-крестьянским".​ ​ В конце концов к языку привыкла (или автор к середине книги забылся и перешел на обычную речь). Не могу​ сказать, что понравилось - не близка мне эта эстетика бытового пьянства, не нравятся разрозненные рассказы, банально не интересно. Но ознакомилась, по крайней мере. Кстати, этот роман в новеллах в свое время​ вошёл в финальный список некоторых популярных литературных премий: «Буккер - Открытая Россия-2004» и «Национальный бестселлер-2005».

19. "Тимошина проза", Олег Зайончковский
Чтобы разобраться для себя с этим автором, прочитала еще "Тимошину прозу". Это оказался роман про жизнь-существование мелкого московского графомана.​ Автор явно "на современной волне" (книга вышла в свет в 2016)​ ударился в описание бессмысленности бытия. Главный герой (впрочем. как и остальные)​ не имеет целей, не понимает, чего он​ хочет и хочет ли чего-то вообще, зависает на мелочах. Он​ ощущают себя не субъектом, а объектом. Не испытывает сильных переживаний, желаний... И когда такие персонажи все, как в этой же Тимошиной прозе - это как-то... ну, скучно. И в жизни с такими студнями скучно, и читать тоже. Правда. тут автор. кажется, сам понял, что завел повествование в тупик и окончание книги получилось такое…​ ну, типа надо же как-то закончить уже и все объяснить -​ вот вам. Одним словом, не оценила я этого автора.​

20. «Переселенцы», Мария Сосновских
Новый для меня автор (по крайней мере, не помню, чтобы читала что-то), и очень интересный роман. Россия XVIII века, переселение крестьянских семей с Новгородчины за Урал и освоение новых земель… Не всегда удается сделать такие романы интересными не только в плане истории, но и в плане просто жизни героев. Но тут и люди все получились настоящие, с характерами, со своими судьбами, не картонные персонажи-иллюстрации. В общем, прочиталось довольно быстро и с удовольствием. Кто подобное в принципе читает - рекомендую.

21. "Павел Чжан и прочие речные твари", Вера Богданова.
Роман  новый, опубликован в 2021 и тогда же вошел в финал премии Нацбест, а также в длинные списки премий «Большая книга» и «Ясная поляна». А годом раньше, еще в формате рукописи, вошел в финал премии «Лицей» и получил спецприз от журнала «Юность».
Роман, конечно, фантастика (или антиутопия?), но читается практически как наше настоящее - так все это кажется, увы, близко и реально, цифровой концлагерь, чипы, вот это все. Достаточно жесткий, но без чернухи и излишних подробностей и смакования. С очень живыми, чувствующими, логичными и убедительными персонажами - но без финтифлюшек, присущих зачастую женской прозе. В идеальной пропорции замешаны фантастика. психология, философия… Язык хороший весьма, что вполне ожидаемо - автор, как-никак, лингвист/переводчик, литературный обозреватель и имеет соответствующее образование. Так что книга равно увлекательная и просто качественная.

22. «Маньяк Гуревич», Дина Рубина.
Роман обманчиво легкий и даже местами откровенно смешной, и как-то не сразу осознаешь, что это же про целую жизнь, сложную, тяжелую, разную, но неизменно полную любви и доброты. Ну и ярко описывает, как не всегда хорошо "там, где нас нет". Очень понравилось и прочиталось на одном дыхании. Единственное что мат меня традиционно не порадовал. Ловлю себя на том, что я даже со сцены его воспринимаю проще - когда слово "слетает" как бы само и в соответствующей ситуации, это можно принять (или банально не услышать), а вот "написанное пером не вырубишь и топором" и болтается это слово по страницам, как след грязного пальца, портит впечатление.

23. «Дающий»,  Лоис Лоури
Как-то эта серия прошла мимо меня. «Дающий» написан в 1994 г, полагаю, пока его перевели и он дошел до наших магазинов, я уже не была его целевой аудиторией: по мне книга откровенно детская, ну или на очень младших подростков рассчитана. Однако недавно услышала, что это «одна из самых заметных детских книг последнего двадцатилетия», вот и…
Что могу сказать…  детская литература в жанре антиутопии - это интересно, конечно. Все достаточно четко и логично - по райней мере, вначале, и читается легко. Ощущение, что  автор тщательно продумала мир, в котором будет все происходить, а вот дальше повествование скомкалось, подрастеряло логичность и детальность - и спешно закончилось ничем, по сути. В общем, почему это произведение проходят в американских школах (если верить вики), я не очень поняла. Впрочем, почему бы и нет…
Но читать это стоит лет в 10-12, по-моему, не позже :) Тогда, возможно юный читатель и в продолжении заинтересуется. Мне, взрослой, заинтересоваться не удалось (хотя того же Гарри Поттера вполне читала).

24. "Утонувшие девушки", Лорет Уайт
Такой вполне обычный детектив: маньяк, преступления, полиция, расследование. Если бы не описание весьма изощренных преступлений и избытка секса, мне бы понравилось. Кажется, про эту книгу Верная жена писала. что "многовато секса", я еще тогда хихикнула - но его реально многовато! Наверное, проблема еще в том, что секс тут какой-то... болезненно-физиологичный, какой-то вынужденно-навязчивый... И от того отталкивающее впечатление. Пардон, ни возбуждения, ни красоты нет совершенно. В комплекте с описаниями жертв преступлений вообще тяжело все это заходит.

Начинала читать "Небесные жены луговых мари" Осокина. Это оказался сборник. одолела первое (примерно на треть книги) "барышни тополя, ветлуга.". Вообще не мое, совсем. И не мистика. и не связное и пофиг на правила обращения с языком, и не фольклор... Причем вроде как чувствуется, что языком автор владеет хорошо но зачем-то (чтобы выделиться из общей массы?) делает вот это. В общем. не понравилось, полистала дальше - все те же мертвые, тот же стиль. и закрыла для себя эту историю.
25. 26.Утешалась универсальной Устиновой. "Девчонки, я приехал!" и "Судьба по книге перемен" моментально прочитались, конечно, и немножко рассеяли мертвую липкость осокина.

книжное, книги, книжный клуб, читательский билет

Previous post Next post
Up