Альтернатива еврейскому натаскиванию в обучении музыке

May 13, 2019 12:29




Предыдущий мой пост Еврейские приемы обучения музыке: Натаскать нельзя научить. вызвал бурную реакцию читателей ЖЖ и даже за его пределами.

Ну конечно, обвинили в антисемитизме (а то как же?). Впрочем "жидовкой" обозвали тоже (неожиданно).

Евреи, вы - супер. Любой пост о вас порождает бурные реакции.

Мне скинули ссылку на статью Вагнера "Еврейство в музыке". Отвратительное расистское чтиво. Ничего общего мои настоящие раздумья о роли евреев в музыкальной педагогике не имеют.

Но вернемся к теме разговора.

Еврейский подход в обучении, как я написала ранее, вызван исторически социальными условиями, в которых находился еврейсий народ. "Главное - вовремя смыться!" - вот так можно охарактеризовать его простую формулу выживания.

И натаскивание - это реакция на внешнюю опасность. Если дом горит, то надо вытаскивать из него домочадцев, толкать их в спины, хватать за шкирки, орать во весь голос, бить - лишь бы успели, лишь бы спасли жизнь.

Перед учеником ставится совершенно нечитабельный музыкальный текст. Учитель требует твоего абсолютного подчинения, как стюардесса при аварии самолета, ибо промедление смерти подобно. Он требует, чтобы ученик слепо следовал указке. И дома каким-то образом все это вспомнил и повторил.

Вот - типичнейший урок, основанный на натаскивании ребенка:

image Click to view



И если ребенок "долдон" и не помнит, то значит надо "менять профессию" - идти в дантисты или ростовщики. Потому что в условиях погромов музыка - не искусство, не радость. Музыка - средство для выживания. Такой подход сегодня - еврейский подход -  к несчастью является ведущим в обучении музыке большинства стран мира.

Он завел музыкальное образование в полный тупик: финансовый и духовный.

Напишите в поисковике "уроки фортепиано" - и вы увидите, как над учеником нависает озабоченный учитель. Нависает как вертолет, который готов в любую минуту "прийти на помощь если что не так". Поэтому убрать руки с инструмента, оттолкнуть, показать "как надо" и орать мелодию в уши, контролировать каждый жест, каждое движение руки, локтя и т д - единственный способ ускорить процесс заучивания.

Не музыка для ребенка, ребенок для музыки. Ибо она - музыка - при еврейском подходн - это хлеб в среде выживания.

Но что можно противопоставить этому? Есть ли альтернатива?

Да. Есть подход, задуманный изначально Гвидо Аретинским.

Глаз видит - ухо слышит - мышцы создают. И все это происходит одновременно и без учителя.

Вот - результат самостоятельной работы с нотным текстом: семья этой девочки не могла позволить учителя музыки. Это сделало эксперимент абсолбтно чистым: ребенок сам развивал слышание музыки через личное общение с нотными текстами разных стилей. Он работал с эмуляционной системой, которая подстраивала нотный текст под зрение и постепенно развивало базовые и надстроечные навыки исполнения:

image Click to view



Главный учитель при таком подходе - Высший разум, или если хотите - Бог. Музыка сидит в голове и сердце  у каждого человека еще до рождения. Она приходит в его сознание не только извне, с вибрациями, но и с гормонами матери через пуповину. Музыка приходит с ребенком оттуда же, откуда приходит его душа. Это - одно из самых великих таинств, которые подарила нам Природа.

Назовем этот подход Гвидоаретинским в честь его автора. Этот подход начал развиваться 1000 лет назад.

То, что во время его создания не было клавиш, говорит только об одном: это был многовековый проект. Толчок ему дал Гвидо. Далее пошло постепенное складывание единой системы звуков и знаков, нот и клавиш. Эта потрясающая по силе и красоте архитектура постепенно, по крупицам складывалась, не обращая внимания на поверхностные течения развития музыкального образования.

Божий замысел был посеян маленьким зернышком и потихоньку созревал.

Общение с источником информации 1 на 1 без посредников. Замысел прост и гениален: в музыкальном тексте есть все, что нужно каждой душе. Черпай, пользуйся, интерпретируй, создавай свое, твори и радуйся красоте музыки.

Этот подход был поначалу очень дорогостоящим. Бумага, чернила, копирование нотных текстов стоили баснословных денег и усилий. Тут нельзя в любой момент вскочить, схватить в охапку все свитки и бежать, спасая жизнь.

Именно поэтому такой подход  требовал оседлости. Ноты переписывались и сберегались при монастырях веками. Именно при монастырях и создавались новые школы музыки, изучались созвучия, их влияние на восприятие людей. Создавались правила: как поставить "точку против точки" - ноту против ноты, чтобы в музыке все гармонировало и за любым конфликтным напряжением шло разрешение.

В таком подходе человек не служит музыке. Музыка спускается вниз к человеку, чтобы поднять его душу вверх без посредников и проводников.

Натаскивание породило множество иллюзий, от которых современное общество никак не может избавиться. Большинство педагогов верит, что:

1. Начинающий - белая доска. Он не умеет чувствовать и передавать музыку правильно.
2. Натаскивание на идеальное исполнение приводит к свободе прочитывания нот
3. Либо играть складно - либо никак
4. Смысл обучения в профессиональной игре для публики
5. У ученика нет и не может быть личного пространства.
6. Ученик - клон учителя. Любые отклонения от "образца" опасны
7. "Неправильная игра" может испортить ребенку будущее
8. Зрительные подсказки в тексте и клавишах делают учеников зависимыми от них
9. Хороший пианист по факту хороший педагог.
10. Если ты вырастил победителя конкурсов - ты мастер

С помощью интерактивных компьютерных технологий можно объединить все смыслы музыкальной ноты и дать любому начинающему общаться с текстом 1 на 1. Эмуляционная программа по имени "Софт Моцарт" открыла целый пласт знаний в области научной музыкальной педагогики.

Я не вижу смысла спорить о том, что ребенок, палец которого затащили на клавишу, глаза которого направили указкой, а в ухо которого наорали сколько надо держать ноту имеет преимущество перед тем, что видит, слышит и играет он сам. Ребенок приходит к учителю не для этого!

Он хочет сам играть и получать ответы на свои вопросы тогда, когда он готов получить ответ. Хватит форсмажорить, господа! Погромов не будет. Вперед, к свету! Радостно, тепло, с любовью.

музыка, софт моцарт, ДШИ, ДМШ, педагогика, чтение нот

Previous post Next post
Up