Как известно, в странах Восточной Европы за последние 20 лет появилось немало музеев, посвящённых советской оккупации. Честно говоря, я ни в одном из подобных мест до недавнего времени так и не побывал, зато всегда с удовольствием посещаю неполитизированные музеи социалистического быта, отличающиеся в лучшую сторону от музеев официальных, где зачастую исторические события трактуются весьма однобоко, а СССР показан в виде злобного, ужасного монстра. Как правило, музеи оккупации базируются в восточноевропейских столицах, но случайно я обнаружил совершенно небольшой, можно даже сказать - уютный музей в городе Лиепая, который расположен почти в самом центре города. Открыт он был аж в 2001 году, но нагуглил я его совсем недавно.
Если говорить официальным языком, то музейная экспозиция отображает историю Латвии и жизнь в Лиепае во время немецкой оккупации и советского периода. В основном, представлены фотоматериалы и документы. Музей очень маленький и основные его экспонаты занимают лишь четыре комнаты.
Первая комната с портретом Сталина посвящена установлению советской власти в Латвии.
Понравилась интересная топографическая карта Лиепаи 1940 года. Обратите внимание на количество железнодорожных путей, опутывающих город.
Кстати, вход в музей совершенно бесплатный, однако служитель явно намекнул, что было бы неплохо оставить пожертвование.
Посетителей нет, но школьников сюда водят. Вскоре прибежала ватага и рассредоточилась по территории. В одной из помещений располагалась выставка рукоделия, вышивания и вязания, так они в основнов там находились - скорее всего, у них был внеклассный урок.
Экспозиция, показывающая нелёгкую жизнь в омской либо красноярской ссылке.
Предлагаются и фотоматериалы с мест поселений.
Музейщики подобрали вполне сносные фотографии, в целом так жило подавляющее большинство граждан СССР. Что же касается самой депортации, то в июне 1941 года из Лиепаи было выслано порядка 1000 человек, включая уголовный и антисоветский элемент. На стене музейного коридора, разделяющего основную экспозицию и выставку народного творчества, написаны имена всех этих людей.
Стенд с материалами, показывающими установление нацистской власти в Латвии и создание латышского легиона. Согласно современной официальной версии латышские легионеры рассматриваютса как граждане независимой Латвии, незаконно призванные на военную службу.
Фотоматериалы, посвящённые созданию латышских воинских частей в составе вооружённых сил СССР.
Фотографии послевоенной уже Лиепаи с полностью разбомбленным в первые дни войны центром. Пустыри в центральной части города были вплоть до середины 60-ых, пока их не стали застраивать жилыми домами хрущёвской постройки. Немцы не старались восстанавливать город за почти четыре года своего присутствия, ибо у них были немного другие планы.
Зверствам нацистов и их карательной политике посвящен всего лишь один стенд. А ведь за первые два месяца немецкой оккупации в городском парке были методично расстреляны порядка тысячи жителей города за политические убеждения. Расстрелы проводились также и в порту. В декабре 1941 года в городе был решён еврейский вопрос, когда 3 тысячи людей, граждан Латвии/Латвийской ССР, были убиты в приморских дюнах. Таким образом, по самым скромным подсчётам число убитых жителей Лиепаи во время немецкой оккупации составляет как мимимум 4 тысячи человек. У историков другие цифры, гораздо более крупные, я лишь максимально строго вывел число местных жителей. И памяти этих людей посвящён всего лишь один небольшой стенд.
При посещении музея выдаётся небольшой проспект с кратким описанием и немецкого, и советского периодов латвийской истории по витринам и стендам.
В этом доме располагалась ячейка Народного фронта Латвии, выступающего в конце 80-ых за независимость. Воссоздан их кабинет в духе того времени.
Одну комнату занимает вполне обширая экспозиция различной радиоаппаратуры, производимой в Латвии в 20-30-ые годы прошлого столетия. Кроме того, на втором этаже располагается выставка, посвящённая фотоделу (не ходил).
И само здание музея в характерном для Лиепаи краснокирпичном стиле, построено в конце ХIX века.