Землятрясение

Nov 19, 2016 12:20

Packhorse Track, Christchurch

Так случилось, что я оказалась в городе Крайстчёрч во время последнего землетрясения 7.8 на Южном острове.

Я очень люблю Южный остров: Отаго, Фиордленд и Кентербери; потрясающе красивая природа и множество возможностей для активного отдыха на природе в пределах всего нескольких часов езды на машине. Уже давно мечтаю сюда переехать, и вот, наконец, приблизилась к этому: приехала в Крайстчёрч на месяц осмотреться и пообщаться с агентами по найму по поводу работы и местного рынка веб-разработки, и просто почувствовать атмосферу города. Я знала, что это сейсмоактивная зона и морально была готова, что во время моего пребывания может случиться землетрясение.

Район Kaikoura, который я проезжала на машине за пару дней до событий, наиболее пострадал от землетрясения, где сместилась зона прилива и сильно разрушилась автомагистраль вдоль побережья

Утром в понедельник 14 ноября мы собирались в долгожданный и давно спланированный поход, за пару дней ко мне прилетела Н. из Веллингтона, и мы ночью мирно спали в моей арендованной на Эйрбнб комнате в близком к пляжу районе Нью Брайтон, когда кровать начало раскачивать из стороны в сторону.

Качание было достаточно плавным (комната раскачивалась, но ничего не падало и не чувствовалось толчков снизу), но продолжительным, что не оставило сомнений - это землетрясение, по всей видимости где-то далеко. Суета в доме и голос хозяина “Are you OK?” (Вы в порядке?) это подтвердили. Сразу вышли в Интернет и выяснили, что это было по оценке 7.5 около 50 км от Крайстчёрча, где нет крупных поселений.

Меня событие не особенно впечатлило, и я, посмотрев на часы (всего первый час ночи), погрузилась обратно в сон, решив почитать новости утром (землетрясения в Новой Зеландии происходят каждый день и в основном не приносят никакого вреда и даже не чувствуются).

Проснулась где-то через час от стука Саймона (хозяина дома) в дверь - он сообщал об угрозе цунами и рекомендации властей эвакуироваться в безопасный район - как минимум 3 км от океана. При этом сказал, что сами они чувствуют себя в безопасности и намерены оставаться дома (дом находится далеко не на первой линии и большие волны в этой местности до этого никогда не случались).

Вскоре включились сирены оповещения о тревоге, и уже было не до сна. Мы все оделись, обулись, собрали важные вещи и смотрели последние новости по телевизору, слушали радио, читали обновления в Интернете. Нервозность нарастала с просмотром фотографий и видео разрушений из Веллингтона и Кайкоуры. Узнав, что у берегов последней были волны 2 метра, мы всё таки решили напрасно не рисковать и уехать подальше, тем более что у нас были собраны рюкзаки для похода, всего лишь надо было кинуть их в машину и поехать.

Но выехать из района мы так и не смогли из-за трафика. Все выезды - и большие, и второстепенные -были заблокированы (учитывая то, что район мы не знали и приходилось ориентироваться по карте Google), поэтому вместо стояния в пробке мы вернулись в дом, где хозяева уже приготовили лестницу на крышу, чтобы в случае чего спастись от высокой воды - все были достаточно обеспокоены новостями, воем сирен и полицией, патрулирующей район и призывающей людей уезжать. Что ж, продолжили следить за новостями, попивая чай с напечёнными для похода печеньками 😃

Новости уже предвещали в Крайстчерче цунами 3-5 метров, что звучало внушительно, волна должна была достигнуть ближайшее к нам побережье в 5.30 утра - через полтора часа. Времени оставалось много, мы попытались повторно уехать, на этот раз успешно. Поспали около часа в машине в каком-то парке на другом конце города. Узнав из Интернета, что обещанного цунами не произошло, и берегов ЧЧ достигли волны около 1 метра, не причинившие никакого вреда, решили возвращаться домой, но полиция оцепила район и не давала никому проезжать назад. Проверив ещё пару дорог (все заблокированы полицией), поехали снимать стресс вкусным завтраком с кофе в приятную кафешку 😃 Всё работало в обычном режиме, местные выглядели так, как будто ничего не произошло.

Около 8 утра кордон сняли, и мы смогли вернуться. Поход в горы решили отменить, узнав что в районе Кука сильные афтешоки - не хотелось испытать на себе обвал или оползень в горах. Вместо этого пошли в простой трек рядом с Крайстчерчем, отлично провели время в исторической каменной хижине Пак Хорс.

Packhorse Hut, Christchurch

Ещё пару дней время от времени чувствовались афтешоки от 6.0 и выше, потом они сильно ослабли. На севере острова, вокруг эпицентра землетрясения, закрыли 6 больших дорог, шоссе №1 вдоль побережья, по которому я несколько дней назад приехала, пострадало больше всего - местами засыпало камнями, обвалился тоннель, в дороге образовались огромные трещины и разломы. На побережье сместилась зона прилива.

На фоне произошедшего было особенно интересно посмотреть документальный фильм о землетрясениях 2011 года, рекомендую:

"When A City Falls From the streets of Christchurch -The People’ Story"

Напоминаю, что информацию по землетрясениям в Новой Зеландии можно отслеживать в режиме реального времени на сайте Geonet https://www.geonet.org.nz/earthquake/weak