В создании «производственной книжки» Эвенбах принадлежит особая роль. Ей удалось ранее ряда своих коллег подойти к образности художественного воплощения и двинуться путем новой книжной графики. Не случайно художница и писательница Елена Данько выделяла среди других имя Эвенбах. «В книжках В. Лебедева и производственных книжках работающих под его руководством художников (Е. Эвенбах, Н. Лапшин, М. Цехановский и др.) средства изображения подчиняются только художественному отбору» (Данько Е. Иллюстрированная детская книжка в прошлом и настоящем // Книга детям. - 1929. - № 2-3. - С. 32.).
Показательно, что и на следующем этапе развития книжной графики Эвенбах именно художественность оставалась ее первоочередной задачей. Издательство расширяло выпуск «производственных книжек». По рекомендации Лебедева Эвенбах собирала материал на бумажной фабрике и особенно много на Путиловском (ныне Кировском) заводе. Однако этот интересный замысел остался не реализован из-за того, что автор-литератор не смог написать текст, достойный такой важной темы. Тогда Эвенбах обратилась к тому, что было собрано в многолетних новгородских поездках, к свежим еще впечатлениям от них: «Весь быт, облик Новгорода натолкнул меня на другую книжку - голубую «На реке», которая очень нравилась художникам».
Обложка
Выразительности, свежести рисунков к книге способствовало то, что Эвенбах готовила печатные формы сама. Воспроизведение их осуществлялось тогда многокрасочной литографской печатью. Лебедев требовал от художников книги умения переводить цветной оригинал на литографские камни самостоятельно, не полагаясь на мастеров-хромолитографов. Так Эвенбах освоила эту технику и пользовалась ею в «производственных книжках». Листы о Новгороде были ее большим успехом в книжной графике. Поэт Александр Введенский написал к ним стихи, и родилась книга «На реке» (1928). Удачно найден образ реки, проходящей широкой голубой полосой по всем страницам книги, включая обложку. На этом фоне даны все изображения. В декоративном праздничном колорите, красиво построенном на сочетаниях голубого и красного, уловлены национальные черты. Благодаря цветовой гармонии книга едина и цельна, ощутимо умение художника ценить и красоту цвета бумаги.
Рисунки лаконичны, но содержательны. Все передано образно - стены детинца, пристани, дома на берегу, лодки, плоты. В каждой из цветных литографий встают картины жизни русского города на реке. Здесь и белокрылые парусники на фоне Новгородского кремля, пароход, неспешно плывущая барка. А как наблюдение показаны рыбаки с мережами и неводом, бабы, полощущие белье!
Запоминается трудовая сцена на лесопилке с энергичным ритмом движений, с метко схваченными деталями - масками на лицах пильщиков, чтобы опилки не попадали в глаза. Цветные литографии «На реке» Евгении Эвенбах - ее лучшее достижение в книге и одно из ярких самобытных явлений в графике двадцатых годов.
Если про некоторых персонажей в ее предыдущих иллюстрациях иногда с большей или меньшей степенью вероятности можно было заметить, что они - «родные братья веселых мороженщиков Лебедева» (Ю. Герчук), то об изображенных в этой книге новгородцах так сказать уже нельзя. Они вполне оригинальны по типажу и по-своему, «по-эвенбаховски» динамичны и характерны в движениях.
Образность и содержательность литографий «На реке» были сродни общим задачам «производственной книжки», с той лишь разницей, что показано не фабрично-заводское производство, а другие виды труда. Исключительно важна была эта направленность работы Государственного издательства в противовес имевшей порой случайный характер работе известного частного издательства для детей «Радуга», которое предпочитало развлекательность веселых книжек и не всегда выдерживало принципы современного художественного построения. В то время как редакция детского отделения ГИЗа, возглавляемая С. Я. Маршаком и В. В. Лебедевым, стремилась знакомить маленьких читателей с самыми различными сторонами созидательной жизни страны. Поэтому и выходили столь разнообразные и новаторские издания, например, замечательная книжка-картинка А. Ф. Пахомова «Лето» (1927) о труде в деревне, его же яркие иллюстрации к стихам крестьянина Г. Кругова - «Коса», «Топор» (1929), книга о работе под водой «Водолазная база» (1928) с отличными рисунками А. Н. Самохвалова. G большой прозорливостью Лебедев направил на изображение кораблей, транспорта, машин художника В. А. Тамби, открывавшего новые горизонты в художественной пропаганде техники, знаний.
Обложка
Тогда же, в 1927 году, вышла с иллюстрациями Эвенбах книга Е. Л. Шварца «Кто быстрей?». Построенная в духе веселой игры, она показывала различные способы передвижения от таких древних, как езда на лошади и верблюдах, до пароходов, поездов, автомашин и самолетов. Художница добилась в рисунках острого динамизма. Изображения, близкие диагональным направлениям, придавали композициям большую экспрессию.
Но графическому решению не хватало единства. В начале книги использованы широкие цветовые плашки - таков рисунок на первом страничном развороте. Его общий красный фон декоративен и выигрышей для всех изображений. По месту в макете книги и по своей задаче он перекликается со знаменитым первым страничным лебедевским рисунком к книге С. Я. Маршака «Вчера и сегодня». Скажем еще точнее, что этот лист из «Кто быстрей?» даже предвосхитил приемы построения форзацев, которые развились позднее в книжной графике того же Лебедева в 30-е и 40-е годы. Однако такой цветовой зачин не был у Эвенбах поддержан в остальных ее иллюстрациях книги Шварца, где большинство изображений даны без фона на белом пространстве страниц. Обладающий большой выразительностью, этот вводный лист («Кто быстрей?») остался уникальным примером в книжной графике Эвенбах.
(из книги: Матафонов В.С. Е.К. Эвенбах. - Л., 1988. - С. 74-78.)