"На реке", "Кто быстрей?"

May 10, 2011 13:32

   В создании «производственной книжки» Эвенбах принадлежит особая роль. Ей удалось ранее ряда своих коллег подойти к образ­ности художественного воплощения и двинуться путем новой книж­ной графики. Не случайно художница и писательница Елена Данько выделяла среди других имя Эвенбах. «В книжках В. Лебедева и производственных книжках работающих под его руководством ху­дожников (Е. Эвенбах, Н. Лапшин, М. Цехановский и др.) средства изображения подчиняются только художественному отбору» (Данько Е. Иллюстрированная детская книжка в прошлом и настоящем // Книга детям. - 1929. - № 2-3. - С. 32.).
   Показательно, что и на следующем этапе развития книжной гра­фики Эвенбах именно художественность оставалась ее первоочеред­ной задачей. Издательство расширяло выпуск «производственных книжек». По рекомендации Лебедева Эвенбах собирала материал на бумажной фабрике и особенно много на Путиловском (ныне Кировском) заводе. Однако этот интересный замысел остался не реализо­ван из-за того, что автор-литератор не смог написать текст, достой­ный такой важной темы. Тогда Эвенбах обратилась к тому, что бы­ло собрано в многолетних новгородских поездках, к свежим еще впе­чатлениям от них: «Весь быт, облик Новгорода натолкнул меня на другую книжку - голубую «На реке», которая очень нравилась ху­дожникам».


 
  Обложка

Выразительности, свежести рисунков к книге способствовало то, что Эвенбах готовила печатные формы сама. Воспроизведение их осу­ществлялось тогда многокрасочной литографской печатью. Лебедев требовал от художников книги умения переводить цветной оригинал на литографские камни самостоятельно, не полагаясь на мастеров-хромолитографов. Так Эвенбах освоила эту технику и пользовалась ею в «производственных книжках». Листы о Новгороде были ее большим успехом в книжной графике. Поэт Александр Введенский написал к ним стихи, и родилась книга «На реке» (1928). Удачно найден образ реки, проходящей широкой голубой полосой по всем страницам книги, включая обложку. На этом фоне даны все изоб­ражения. В декоративном праздничном колорите, красиво постро­енном на сочетаниях голубого и красного, уловлены национальные черты. Благодаря цветовой гармонии книга едина и цельна, ощути­мо умение художника ценить и красоту цвета бумаги.


    


      

Рисунки лаконичны, но содержательны. Все передано образно - стены детинца, пристани, дома на берегу, лодки, плоты. В каждой из цветных литографий встают картины жизни русского города на реке. Здесь и белокрылые парусники на фоне Новгородского кремля, пароход, неспешно плывущая барка. А как наблюдение показаны рыбаки с мережами и неводом, бабы, полощущие белье!



Запоми­нается трудовая сцена на лесопилке с энергичным ритмом движений, с метко схваченными деталями - масками на лицах пильщиков, что­бы опилки не попадали в глаза. Цветные литографии «На реке» Евгении Эвенбах - ее лучшее достижение в книге и одно из ярких самобытных явлений в графике двадцатых годов.

Если про некоторых персонажей в ее предыдущих иллюстраци­ях иногда с большей или меньшей степенью вероятности можно бы­ло заметить, что они - «родные братья веселых мороженщиков Ле­бедева» (Ю. Герчук), то об изображенных в этой книге новгородцах так ска­зать уже нельзя. Они вполне оригинальны по типажу и по-своему, «по-эвенбаховски» динамичны и характерны в движениях.
    Образность и содержательность литографий «На реке» были сродни общим задачам «производственной книжки», с той лишь раз­ницей, что показано не фабрично-заводское производство, а другие виды труда. Исключительно важна была эта направленность работы Государственного издательства в противовес имевшей порой слу­чайный характер работе известного частного издательства для де­тей «Радуга», которое предпочитало развлекательность веселых кни­жек и не всегда выдерживало принципы современного художествен­ного построения. В то время как редакция детского отделения ГИЗа, возглавляемая С. Я. Маршаком и В. В. Лебедевым, стремилась зна­комить маленьких читателей с самыми различными сторонами сози­дательной жизни страны. Поэтому и выходили столь разнообразные и новаторские издания, например, замечательная книжка-картинка А. Ф. Пахомова «Лето» (1927) о труде в деревне, его же яркие ил­люстрации к стихам крестьянина Г. Кругова - «Коса», «Топор» (1929), книга о работе под водой «Водолазная база» (1928) с отлич­ными рисунками А. Н. Самохвалова. G большой прозорливостью Ле­бедев направил на изображение кораблей, транспорта, машин худож­ника В. А. Тамби, открывавшего новые горизонты в художественной пропаганде техники, знаний.



     
  Обложка

Тогда же, в 1927 году, вышла с иллюстрациями Эвенбах книга Е. Л. Шварца «Кто быстрей?». Построенная в духе веселой игры, она показывала различные способы передвижения от таких древних, как езда на лошади и верблюдах, до пароходов, поездов, автомашин и самолетов. Художница добилась в рисунках острого динамизма. Изображения, близкие диагональным направлениям, придавали ком­позициям большую экспрессию.


         



Но графическому решению не хва­тало единства. В начале книги использованы широкие цветовые плашки - таков рисунок на первом страничном развороте. Его об­щий красный фон декоративен и выигрышей для всех изображений. По месту в макете книги и по своей задаче он перекликается со зна­менитым первым страничным лебедевским рисунком к книге С. Я. Маршака «Вчера и сегодня». Скажем еще точнее, что этот лист из «Кто быстрей?» даже предвосхитил приемы построения фор­зацев, которые развились позднее в книжной графике того же Ле­бедева в 30-е и 40-е годы. Однако такой цветовой зачин не был у Эвенбах поддержан в остальных ее иллюстрациях книги Шварца, где большинство изображений даны без фона на белом пространст­ве страниц. Обладающий большой выразительностью, этот вводный лист («Кто быстрей?») остался уникальным примером в книжной графике Эвенбах.



(из книги: Матафонов В.С. Е.К. Эвенбах. - Л., 1988. - С. 74-78.)

"производственная" книга, искусствовед Матафонов В., художник Эвенбах Е.

Previous post Next post
Up