«Твин Пикс. Возвращение»: история, которой не должно было быть

Sep 06, 2017 16:25

Третий сезон сериала «Твин Пикс» закончился.
Всё, что последует дальше - моё субъективное мнение, основанное на особенностях восприятия и личных ожиданиях.

Итак, я очень люблю «Твин Пикс» и его вселенную. Правда, теперь придётся делать оговорку: «Я люблю оригинальный „Твин Пикс“». Потому что хвалёное продолжение, интригуя и держа в напряжении всё лето, превратилось в тыкву вместе с последним криком Лоры/Кэрри на тихой улочке городка под названием Твин Пикс.

Оригинальный «Твин Пикс» я смотрела не раз - и в детстве, когда родители разрешали засиживаться допоздна, и в подростковом возрасте после знакомства с дневниками Лоры и Купера, и во взрослой жизни. Я хорошо знаю вселенную этого мира и, несмотря на свойственный Линчу сюрреализм, вполне понимаю события первых двух сезонов и способна их объяснить с определённой долей уверенности.

И вот третий. Долгожданный. 26 лет спустя.
Прежние актёры, прежние локации. Предвкушение и надежда на нечто грандиозное.
И, стоит отдать должное, всё было очень неплохо первые 16 эпизодов. Но финал вышел отвратительным и не оставил ничего, кроме разочарования и бессильной злобы. Объясню, почему.

События в участке шерифа
В 8-ом эпизоде, столь любимом «истинными поклонниками линчевского арт-хауса», мы видим, как появился БОБ - великое зло было порождено испытаниями ядерной бомбы.



«Твин Пикс»

И вот, кульминационный момент в участке шерифа: на сцене поверженный выстрелом Люси Мистер Си (aka доппельгангер Купера) с БОБом внутри, подоспевший как раз вовремя агент Купер и странный парнишка по имени Фредди с зелёной перчаткой, придающей невиданную силу, на руке. БОБ выплывает из тела распластанного на полу доппельгангера и в бой вступает Фредди, который просто берёт да дубасит БОБа своей железной рукой.

С первого раза, конечно, не получается - это не по законам жанра, которые, оказывается, Линчу вовсе не чужды. Зато со второго шарик с БОБом разлетается на куски, которые засасывает в потолок - и ура, победа одержана!

Вы слышите это? Вселенское зло, порождённое ядерными испытаниями, принесшее столько горя, крови и смертей, просто отдубашено рукой парнишки, которому «вдруг» взбрело в голову приехать в Твин Пикс. «Что-то» его, дескать, привело в этот богом забытый городок на другом континенте.

Можно я прямо скажу, как называется такой приём? Это слив. Самый простой и обычный слив сюжетной линии, на достойное завершение которой не хватает то ли фантазии, то ли средств, то ли того апломба, с которым Линч работал над этим сезоном.

Мы смотрели, строили теории, вели обсуждения, радуясь тому, что Купер наконец очнулся, и предвкушая последнюю битву добра и зла - агента Купера и его злого двойника, учудившего столько дел на протяжении сезона. Но всё было зря. Мистер Си оказался настолько глуп, что таки пришёл к ловушке и оказался в гостях у Великана (отчего-то получившего в этом сезоне новую кликуху - Пожарный, или дословно «человек огня»), который символизирует силы, противодействующие тем, что породили доппельгангера. Великан отправил Мистера Си прямиком к участку шерифа и тот, словно агнец на заклание, зачем-то отправился внутрь. Да и убит был… скучно. Просто Люси всё поняла и оказалась в нужном месте в нужное время. Ну, а потом - эпичная битва «зелёной перчатки» и БОБа. Слив.

Прощание с Твин Пикс
Но дальше - больше. Купер принимает решение о том, чтобы - внимание! - спасти Лору Палмер от смерти, изменив ход истории.

Опустим рассуждения о том, что из Лоры сделали божественного посланника, великую силу добра, отправленную на Землю для противодействия БОБу. Вот только не вяжется у меня её образ с ангелом, которого так настойчиво сбивали с пути. Да, БОБ развращал её с самого детства, но в том, на мой взгляд, и должна была быть её сила - в сопротивлении, в борьбе. А не в потакании его цели. Ну, да ладненько.



«Твин Пикс»

Итак, Купер отправляется в лес и видит последний разговор Лоры с Джеймсом. К слову, этот момент прекрасен. Нам «объясняют», почему Лора закричала, взглянув в лес. (Но тут вопрос: она кричала так изначально, даже в той версии событий, когда Купер её не спас и она умерла. Почему, что она увидела тогда? И если Купера, то почему он не спас её тогда? Задавая, казалось бы, временную петлю, Линч и тут играет с ней по-своему, что делает повествование лишённым смысла).

Купер встречает её на пути к Лео и ко, берёт за руку и ведёт «домой». Но в какой-то момент Лора исчезает. А вместе с ней - и весь Твин Пикс, который мы знали и любили.

С одной стороны, всё логично - «эффект бабочки» в действии. Купер меняет прошлое, не даёт Лоре умереть (куда бы она ни пропала, она всё равно не попадает в домик в лесу, откуда её заберёт одержимый БОБом отец). И тогда Пит Мартелл просто идёт на запланированную рыбалку и не находит никакого тела «wrapped in plastic» на берегу. Агент Купер не приезжает в Твин Пикс. Городок остаётся, но живёт уже иной жизнью.

С другой стороны, Твин Пикс исчезает ещё до того, как Купер пытается спасти Лору. Он просто вдруг оказывается с Гордоном и Дайяной у Мелочной Лавки и посещает Джеффриса, обернувшегося чайником. Не логично. Бессвязно. До раскрытия «главной тайны» есть ещё час экранного времени.

Иная реальность
О, смотрите-ка, Лора не просто очень важна, она настолько важна, что злобная праматерь не просто вырывает её из рук Купера в лесу, но и засовывает в иное… измерение? Или не это дело рук не праматери, а её противника - Великана/Пожарного? Поверьте, это не важно. Важно лишь то, что Лора исчезает, но Куп не сдаётся и отправляется на её поиски вместе с Дайяной.

Они садятся в автомобиль и проезжают 430 миль, как и было предсказано в первой серии Великаном - «430. Ричард и Линда. Двух птиц одним камнем». 430 - разделительная черта, за которой они переносятся в иное измерение, и продолжают путь. Останавливаются в отеле, занимаются сексом («ритуальным», как пишут многие), а утром Купер находит лишь записку, адресованную Ричарду (ему) и подписанную Линдой (Дайяной).

Все в шоке - точно же, иное измерение! Небольшая радость - подсказка с именами сработала. DIAN(A)=NAID(O)=(L)INDA. «Ух!» - выдыхает восхищённый зритель и вновь обретает надежду. Зря. Зря-я-я.

Да, Купер/Ричард находит Лору, которая в данной реальности носит имя Кэрри Пейдж (как замечают многие, на английском созвучно фразе carry page - «нести страницу»; дневника, надо полагать). И опять же, мы видим эту ипостась Лоры какой-то нервной, неприветливой, да ещё и с трупом в доме. Вселенское добро? Очень сомневаюсь.



«Твин Пикс»

Далее следует такая долгая дорога в Твин Пикс, что впору уснуть. Единственное, что стоит отметить - нет обратного перескока между измерениями. Но вот герои въезжают в вечерний город…

Концовка и её интерпретация
Дверь дома Лоры открывает другая женщина (кажется, реальная хозяйка прославленного кинематографом дома), которая не знает никакой Сары Палмер, но сама носит фамилию Чалфонт, а дом купила у людей с фамилией Тремонд. Или наоборот, но это опять же совсем не важно, поскольку Чалфонт - это Тремонд, она же бабушка с внуком, которая дала Лоре картину в фильме-приквеле.

«Какой сейчас год?!» - в отчаянии кричит агент Купер, поняв, что он не вернулся туда, куда должен был. (Да и как он мог, если Твин Пикс стал совсем другим просто потому, что Лора в нём не умирала. А если её «забрали» из её реальности, то это тоже привело к изменениям в жизни городка). Лора слышит, как её зовёт мать, издаёт свой фирменный вопль, свет в доме Палмеров/Чалфонтов/Тремондов гаснет и… всё. Конец. Понимай, как хочешь.



«Твин Пикс»

Наиболее часто можно услышать объяснение, что всё это - сон. Нам настойчиво вкладывали эту мысль на протяжении всего сезона, но верить в это не хотелось до последнего.

Я очень любила Линча за его неординарность, за создаваемые им миры, которые привлекают, приковывают внимание и не отпускают. За то, что одному ему под силу снимать «ночные кошмары» - потусторонние силы и пугающее начало в, казалось бы, обычных вещах. Он - мастер создания красивой картины, неспешного повествования, которое, конечно, почти всегда оставляет зрителя в недоумении.

Тем не менее, он всегда, что называется «знал своего зрителя». Да, его фильмы - арт-хаус, но они понимаемы. Трактуемы. (Оговорюсь, что смотрела не всё.)

Взять тот же «Маллхоланд Драйв», в котором уже была использована концепция сна. Он сложен для первого восприятия, но когда ты понимаешь, в чём суть (Линч давал подсказки), и пересматриваешь заново, подмечая те детали, что не заметил раньше, ты испытываешь подлинное удовольствие. И в этом, мне кажется, суть кинематографа как искусства.

Я ни в коем случае не говорю о том, что все фильмы должны кончаться хорошо, а вся смысловая нагрузка должна быть разжёвана максимально подробно, дабы не оставить белых пятен. Фильм имеет право на открытый финал, но… С ограниченным вариантом интерпретаций.

К примеру, многие сравнивают концовку третьего сезона с концовкой второго. Дескать, и там был открытый финал, и там было ничего не понятно. Но эти концовки - принципиально разные! Вторая часть дала нам некоторые рамки: вот Купер, и он остался в Чёрном Вигваме; а вот его злой двойник, который успел выскочить первым. Всё. Ты можешь гадать, чем займётся доппельгангер, выберется ли Купер обратно, но ты знаешь наверняка - из Вигвама вышел двойник, плохой парень. А хороший - заперт. А потому тебе комфортно, но не настолько, чтобы перестать фантазировать.

Концовка третьего сезона не даёт никакой точки опоры и это раздражает, потому что никакой «целой картины», вопреки заявленному, ты не видишь. Ты видишь, что «что-то не так». Если просто не вернулись в верное измерение, то почему тогда гаснет свет в доме и откуда крик Сары? Если это лишь сон, то чей? Лоры Палмер? Женщины по имени Кэрри Пейдж? Или некого Ричарда, который во сне видит себя агентом ФБР, расследующим важное дело? Для любого обычного зрителя нет не единой подсказки, есть только домыслы, предположения и «я вижу это так».

И вопрос здесь вовсе не в рафинированности современного зрителя, привыкшего к голливудским финалам. Я вообще мало современных фильмов смотрю и ещё меньше люблю. И открытые финалы мне вполне по душе, но третий сезон «Твин Пикс» - это издевательство и танцы на костях даже для Линча. Хотя бы потому, что зритель, для которого Линч снимал продолжение, полюбил тот сериал. Ту атмосферу. Тех персонажей. Тот баланс детектива, мистики, мелодрамы и комедии. А не это вот всё.

Оборванные сюжетные линии
Отдельный пункт в моём списке гнева - оборванные сюжетные линии. Я не понимаю, во имя чего нужно было вводить такое количество новых персонажей, расширять географию повествования, углублять мистическую составляющую. Чтобы в конце сказать «Чуваки, да это же сон!»?

Теория сна или галлюцинации - очень соблазнительный путь, по которому далеко не каждый сценарист и режиссёр может пройти с достоинством. Чаще всего «снами» затыкают зияющие дыры в сценарии и неумение (именно «неумение», а не «невозможность») дать объяснение происходящему. (Можно, конечно, сказать, что Линч и не был никогда любителем объяснять, и я согласшусь с этим, с той лишь оговоркой, что предыдущие знакомые мне работы не были настолько оторваны от реальности, как эта.)

По каким причинам эволюционировали Человек из другого места и Филлип Джеффрис? Почему Великан теперь обитает не в Вигваме, а в отдельном месте? Кто такая «мать», каковы пределы её силы и цели? Кто такой Тодд? Кому принадлежит стеклянный куб? Что за существо было в доме у Сары Палмер? И почему Сара Палмер стала такой тёмной? (Фанаты выдвигают интересную версию о том, что в Саре отражён образ матери, и, на самом деле, именно она была главным злом, заставляя Лиланда делать с Лорой всё то, что он делал) Где, чёрт возьми, Энни? И почему Купер совсем её не помнит, так же как и Кэролайн, но почему-то крутит роман с Дайяной? Где голова майора Бриггса? Где очнулась Одри и что с ней было? Зачем нужно было вводить Рэда? И продолжать можно ещё очень долго.

Но нет. Это просто сон же.



«Твин Пикс»

Вместо эпилога
Я с большим воодушевлением смотрела этот сезон, прощая ему излишнюю затянутость (я люблю медитативность произведений Линча, но всему своё время и место), подмену Купера Даги Джонсом и многое другое. Но после финала я готова поставить ему «1» на «КиноПоиске», потому что иначе как издевательский плевок в лицо зрителю, я это воспринять не могу.
Очередную революцию в сериалах, говорите, старик провернул? Да, пожалуй. Но только в том, что касается переноса формата арт-хауса в плоскость сериалов. И это было бы очень здорово, если бы не дешёвый, вторичный приём - сон.

В остальном, старина Линч, кажется, совсем поехал головой на своих медитациях, Тибете и прочих трансцендентальных практиках, окончательно забыв, что его зрители - не такие же наглухо двинутые люди. Его зрители - люди, которые 25 лет ждали продолжения культового сериала с его атмосферой, а не эксперимент впавшего в старческий маразм режиссёра.

Этот «Твин Пикс» не стоит того, чтобы его смотрели, правда. 16 серий - долгий путь, за время которого ты прирастаешь кожей, начинаешь переживать за героев (даже самых неприятных!), строишь теории и объяснения, ждёшь развязки и желанного катарсиса… А получаешь 2 часа издевательств, разбавленных песней Джулии Круз, и простейшее объяснение из возможных.

Имеет ли режиссёр право на то, чтобы не оправдывать ожидания своих зрителей? Да, пожалуй, имеет. Он имеет право и на неуважение к своему зрителю, вот только зритель это почувствует и уже не простит.

Что касается меня, то я, пожалуй, предпочту думать, что третий сезон - тщетная попытка Купера выбраться из Вигвама. Может быть, уже не первая и даже не вторая. Но только не сон, не галлюцинация, отменяющая существование затерянного на границе с Канадой городишки с кафе, в котором подают лучшие в мире вишнёвые пироги и чертовски вкусный и горячий кофе.



«Твин Пикс»

читать-слушать-смотреть, субъективная рецензия, хочется взять и уе...

Previous post Next post
Up