Фукуяма: Америка - несостоявшееся государство ч.1.

Mar 15, 2017 12:39



Этим постом я открываю серию, посвящённую статье Френсиса Фукуямы «Америка - несостоявшееся государство», опубликованной им в январе 2017 года, в журнале «Prospect Magazine».

Серия постов, посвящённых этой статье - попытка понять, что говорит о происходящих процессах в США фигура, выбранная в своё время для озвучивания глобалистской повестки дня. Судя по тону статьи, Фукуяма пребывает в сильном расстройстве от разворачивающихся в США событий. Разбор статьи я сделаю чуть позже, а пока, первая часть статьи:


Гниль американской политики заразила мировой порядок. Этот процесс может стать таким же значимым, как и развал СССР.
Френцис Фукуяма / 13 Декабря 2016
Опубликовано в январском номере издания Prospect Magazine за 2017 год.

На фото: Трамп обращается к Собранию Республиканской Национальной Партии (Republican National Convention) в 2016 году: «величие, которое Трамп обещает вернуть будет не таким, каким себе это представляла Америка. ©Action Press/Rex/Shutterstock

Америка - несостоявшееся государство

Эволюция Дональда Трампа от потешного кандидата-маргинала, никем не принимаемого всерьёз, до избранного президента Соединенных Штатов является одним из самых неожиданных и трагических событий в новейшей истории США. Последствия этого события не определены, но в худшем случае они могут привести к полной сдаче Соединенными Штатами глобального лидерства и развалу либерального мирового порядка, для которого ими очень многое было построено, начиная с 1950-х годов.

Триумф Трамповского национализма является, пожалуй, единым целым с продвижением авторитаризма в ряде различных стран, от Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdo˘gan) до Венгрии Виктора Орбана (Viktor Orbán). Вкупе, эти события знаменуют собой еще более фундаментальную проблему для сакральных западных идей, путём превращения популистской демократии в активную угрозу свободе личности. О многом ещё нельзя сказать с определённостью, но видя возмущенных националистов на гребне волны в очень многих местах, мы не можем исключать возможности того, что мы переживаем политические потрясения, которые в свое время выдерживают сравнение с крахом коммунизма поколение назад.

Будут бесконечные обсуждения игры после её окончания, о том, как вообще Трамп мог победить; достаточно много внимания СМИ будет сфокусировано на краткосрочных вопросах, таких, как вмешательство директора ФБР Джеймса Коми [возобновившего расследование относительно переписки Хиллари Клинтон прим. перев.] в избирательный процесс за 11 дней до начала выборов или на поток утечек компании Клинтон, которые, по сообщениям, имеют российский след. Такие рассуждения справедливы и эти действия могли повлиять на результат. Но важно осознавать, что у результата были корни, которые уходят глубоко в американское общество. Поскольку как Демократическая, так и Республиканская партии пересматривают свои позиции, им не мешало бы подумать о том, как изменилась политическая карта в течение четырех коротких лет, начиная с 2012 года, и как это отражает не только драмы кампании, но и изменения в самой Америке - опасения по поводу состояния экономики и глубокое беспокойство за свою роль в мировых делах.

Развернувшийся в сердце развитых стран Мира, банковский кризис 2008 года поставил под сомнение авторитет элит, создавших эту весьма рискованную систему - по словам знаменитого Алана Гринспэна (Alan Greenspan), - был «изъян в модели», подрывающий ту компетентность, на которой базировалась репутация элиты. Причем, даже более серьезным, чем провал западной экономики; было чувство острой несправедливости, выросшее в результате него. Публика увидела помощь всем этим финансовым учреждениям и богачам, управляющим системой, в то время, как бедным и представителям среднего класса «выставили счёт» в виде «политики жесткой экономии и безработицы». В США, разрушительные последствия этих тяжёлых наблюдений соединились с тревогой, родившейся в результате упадка относительной мощи страны. После того, как эра Джорджа Буша болезненно вскрыла пределы военной мощи Америки в Ираке, в годы Барака Обамы (Barack Obama) Китай выбил Америку с первого места крупнейшей экономики мира по одной из ключевых позиций и выглядит готовым, чтобы полностью обогнать ее в течение нескольких лет. Национализм может принимать разные формы, но национализм с оттенком ностальгии может быть особенно эффективным. Трамп пообещал не только сделать Америку Великой, но и “сделать Америку Великой снова”. Британские читатели могут услышать эхо предвыборного лозунга выхода Великобритании из ЕС [Brexit], который был не просто призывом взять все под контроль, но «вернуть контроль».

Величие, которое Трамп обещает вернуть будет не таким, каким это себе представляла Америка. Вместо иногда чрезмерной приверженности к распространению открытости и демократии, он предлагает жесткую и еще более замкнутую политику, создавая потенциальное пространство для других, не известно ещё каких сил, которым суждено это пространство заполнить. Мир в целом, тогда, может вскоре столкнуться с последствиями Американского ухода [из внешней политики прим. перев.]. Первая задача состоит в том, чтобы понять, почему нация решила свернуть на этот солипсический путь. И чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно в первую очередь искать его в политической системе США.

Захват элитами и ветократия

Дисфункция политической системы США в значительной степени повлияла на исход выборов 2016 года. Обвинение в том, что большие деньги и конкретные интересы развращают Конгресс и набивают карманы “элиты” за счет простых граждан, было тем, что объединяло двух кандидатов-аутсайдеров справа и слева: Трампа и Берни Сандерса (Bernie Sanders). Оба они поносили Клинтон как олицетворение этого вида коррупции, поскольку Клинтоны обогащались, принимая деньги от влиятельных заинтересованных групп. Оба видели в банках с Уолл-Стрит (Wall Street), таких, как Голдмен Сакс (Goldman Sachs) особых злодеев и, с течением времени, правые вынесли обвинение на новый уровень, когда Трамп обвинил ряд американских институтов в коррупции, включая в это число ФБР (правда, только когда они [ФБР] оправдывали Клинтон), Федеральную Резервную Систему и избирательные администрации по всей стране. Консервативный провокатор, Мэтт Драдж (Matt Drudge), даже предположил, что Национальная Океанографическая и Атмосферная Администрация (National Oceanographic and Atmospheric Administration) выдумала угрозу урагана «Мэтью» в политических целях.

Американская политическая система действительно стала недееспособной; беда в том, что такие критики, как Трамп и Сандерс неправильно определили источник проблемы, и не смогли предложить что-либо в качестве реальных решений.

Реальная проблема имеет свои корни отчасти в природе американского общества, и, частично, в институтах страны. Американский народ весьма разнообразен по любой мыслимой оси - в расовом, этническом, религиозном, географическом и культурном плане, а за последние 20 лет он стал также слишком сильно поляризован. Эта поляризация проявляется в местах, в которых американцы предпочитают жить, где идеологическая близость часто является более важным, чем раса или религия, она проявляется и в Конгрессе, в котором большинство либеральных Республиканцев значительно более консервативны, чем большинство консервативных Демократов. Это сильно отличается от ситуации 20-го века, когда частичное совпадение взглядов между партиями допускало межпартийные соглашения по основным направлениям политики, начиная с Нового Курса и заканчивая снижением налогов администрации Рональда Рейгана.

Помимо идеологической поляризации, Америка увидела рост огромного количества богатых и хорошо организованных групп интересов - не только корпоративных лоббистов, но также групп защитников окружающей среды, борцов за траты на практически любые болезни, известные человеку и отдельных богатых жертвователей, таких, как казино-магнат Шелдон Адельсон (Sheldon Adelson) или пользующиеся дурной славой братья Кох (Koch), Чарльз и Дэвид , которые могут самостоятельно собрать почти столько же денег, сколько любая из двух партий. Сумма денег в американской политике увеличилась более чем на порядок с конца 1990-х годов; сбор средств сейчас является главной заботой всех должностных лиц, в частности членов Палаты Представителей (House of Representatives), которые должны переизбираться каждые два года.

Конституционная структура, завещанная Отцами-Основателями (Founding Fathers) усиливает эффекты поляризации и процесс создания групп интересов. По сравнению с парламентскими демократиями Западной Европы, американская система распределяет власть широко среди многих конкурирующих ветвей власти. В президентской системе, предполагается, что исполнительная и законодательная власти должны эффективно проверять друг друга; в мощной верхней палате Конгресса (Сенате), подавляющее большинство голосов (60 из 100) необходимо для прохода закона обычным путем; Верховный Суд (Supreme Court) может признать недействительными акты Конгресса, а в последние десятилетия взял на себя и ведение социальной политики; поистине существенные полномочия остаются у штатов и местных властей. Каждый из этих центров силы потенциально может запретить действовать системе, как единому целому.

Добавим поляризацию и рост мощных групп интересов к этой системе, и в результате получим то, что я назвал ветократией (vetocracy): то есть ситуацией, в которой особо заинтересованные могут наложить вето, на вред самим себе, в то время как коллективные действия ради общего блага становятся крайне труднодостижимыми. Ветократия не фатальна для американской демократии, но она действительно приводит к плохому управлению. Это заметно в одной из самых основных задач правительства, расчете годового бюджета. Федеральный бюджет не проходил под лейблом “регулярный заказ” уже на протяжении более чем десяти лет. Каждый год наблюдается противостояние между Демократами и «Движением чаепития» Республиканцев, которые угрожают либо совсем не принять бюджет, либо не повышать потолок госдолга [абсурдный отказ, который потребует отречься от государственного долга США прим. перев.]. В 2013 году, как и в 1996 году, балансирование на грани войны привели к полной остановке в работе правительства, в ходе которого федеральные работники попадали под уголовное преследование, стоило им только появиться на работе.

Ветократия имеет много других пагубных последствий. Например, 10 000-страничный Налоговый кодекс США-это позор-непостижимый разуму каталог льгот, субсидий и особых привилегий постепенно, слой за слоем выстроенный на прошлых компромиссах. США, с одними из самых высоких ставок корпоративного налогообложения, не мешало бы сократить количество страниц, в обмен на устранение всех этих тормозов. Эксперты по бюджету в обеих партиях в принципе согласны, что это должно быть сделано, чтобы поощрить американские транснациональные корпорации, дабы те принесли домой $2 трлн наличных денег что они спрятали за рубежом. Но на практике, забитый «ветом» Конгресс не в состоянии даже избавиться от ненавистного положения о «реализуемых процентах», которое позволяет частным владельцам акций и менеджерам хедж-фондов платить налоги по более низким ставкам, чем все остальные.

Я определяю “политическое разложение”, как захват политической власти хорошо организованными группами интересов, которые гнут систему в своих интересах, за счет интересов более широкого общества. Разложившаяся система такова, что не может исправить сама себя, поскольку эти укоренившиеся интересы и способы мышления предотвращают реформы. Американская политическая система претерпела спад за последние десятилетия, в то время как организованные элиты использовали ветократию для защиты своих интересов. Это не означает, что страна больше не демократическая; это означает, что есть кризис в представительстве, поскольку некоторые американцы имеют гораздо больший вес в политическом процессе, чем другие. Это ощущение несправедливости порождает второе важное социальное условие, которое повлияло на исход выборов - неравенство.

Ссылки: http://www.prospectmagazine.co.uk/magazine/america-the-failed-state-donald-trump

2 часть, 3 часть

США, Дональд Трамп, Френсис Фукуяма

Previous post Next post
Up