Фукуяма: Америка - несостоявшееся государство ч.3.

Apr 26, 2017 18:48




Америка перевернулась: в Нью-Йорке протестующие против Трампа перевернули Звездно-Полосатый сверху-вниз ©Smith/Uma Wire/Rex/Shutterstock

Фиксации фактов

Одним из наиболее тревожных аспектов кампании этого года стало изнурительное воздействие социальных медиа. Еще в 1990-х годах, «аватары» интернет-революции считали, что новая технология станет освобождением - поскольку информация была властью, то считали, что ее легкая доступность приведет к эффекту демократизации. Эта точка зрения появилась, чтобы стать проверенной протестующими демократическими движениями начиная с улиц Киева до Янгона или площади Тахрир.

Но в то время как интернет демократизировал доступ к информации, ее качество не всегда росло теми же темпами, что и это усугубило эффект селективной истины или даже откровенной дезинформации в политике. Стоит только взглянуть на Россию, чтобы увидеть, как это работает в авторитарном государстве. Владимир Путин был, возможно, крупнейшим в мире поставщиком грязной информации. Он создал новые рассказы, сюжеты из целого полотна, такие как, например, идея о том, что украинские националисты распяли маленьких детей, или что Малазийский лайнер МН-17 был сбит украинскими силами. Такая пропаганда стала поразительно эффективной в России: в то время как многие граждане весьма пренебрежительно относились к официальным СМИ еще во времена бывшего Советского Союза, к националистической линии, продвигаемой сегодняшним Кремлем они отнеслись куда более положительно. Когда дело доходит до международных отношений, амбиции - это не всегда обеление России в глазах остального мира, но непрестанная политическая борьба и поиск путей по расстраиванию планов соперников. Следовательно, россияне оказали поддержку проголосовавшим в референдуме за выход Великобритании из ЕС, а до него сепаратистам в референдуме в Шотландии, а самым дерзким нападением на демократию стало вмешательство Путина в предвыборную кампанию США, где, согласно разведывательным службам США - русские хакеры украли данные Национального Комитета Демократической партии (Democratic National Committee), взломали учетную запись электронной почты главы избирательного штаба кампании Клинтон Джона Подесты и выложили то, что они узнали, через сайт WikiLeaks, с целью нанесения вреда предвыборной кампании Клинтон. Некоторые хорошо информированные комментаторы, подчеркивая уязвимость электронных машин для голосования, даже пугали непосредственным вмешательством в демократический процесс.

Трамп же, на удивление, рука об руку работал с Российскими источниками. Он упорно отказывался критиковать Путина и фактически сравнил его (в благоприятном свете) с его собственным президентом, Обамой. Он уже ставил под сомнение брифинги разведки, полученные им лично, заявляя, что неизвестно откуда произошла утечка, и повторяя за русскими, что присоединение Крыма легитимно. Многие республиканцы сейчас последовали его примеру, плавно сместившись от того, чтобы обвинять Обаму за излишнюю мягкость по отношению к Путину, к тому чтобы сказать, что США следовало бы лучше поладить с ним. Последствия этого могут быть очень глубоки, но Америке не было нужды импортировать интернет искажения недавней избирательной компании - она производила их в достаточном режиме и у себя дома.

Война Трампа с правдой нанесла даже больше вреда, демонстрируя, что нет "избирательного штрафа" за неустанную, наглую ложь. Трамп врал или, чаще, выкладывал грязную информацию на своем Твиттер-аккаунте, ставя под сомнение важные вопросы: родился ли Обама в США; или что уровень преступности находится на небывало высоком уровне и также искажал и другие, более личные вопросы, например, когда он утверждал, что он не поддерживал войну в Ираке (хотя старые телевизионные кадры поймали его на этом: он ее поддерживал). Трамп отказывается различать факты, исходящие из статистических агентств, таких как Бюро Статистики Труда (Bureau of Labor Statistics), и истории, которые он читает в журналах сплетен, таких как National Enquirer. Он поставил под сомнение беспристрастность агентств США - от Федеральной Резервной системы (Federal Reserve) до ФБР, бездоказательно обвиняя их в подкупе со стороны членов кампании Клинтон. Совсем недавно он написал в Твиттере, что он на самом деле выиграл народное голосование из-за трех миллионов нелегальных голосов, - это предположение, не имеющее эмпирической основы.

С каждым «фактом», прочитанным в интернете, кажущимся эквивалентным с любым другим «фактом», расчлененность мировоззрения электората лишь усиливалась. Марк Цукерберг может утверждать обратное, но самотоятельную природу такого огромного количества политических дискуссий невозможно оспорить, что, таким образом, принесет неблагоприятные последствия для реального политического дискурса США.

Для этого есть значительное число американцев, которые просто не верят всему тому, что они слышат из источников СМИ, таких как Нью-Йорк Таймс (New York Times) или CNN, и кто будет участвовать в диких теориях заговора, для того чтобы объяснить неприятные факты, полагая, например, что Трамп так плох в дебатах только потому, что у Клинтон был микронаушник, через который она получала свои ответы. Обычно, конспирологическое мышление - это продукт беспомощности, и действительно многие из сторонников Трампа чувствовали себя проигнорированными и презираемыми. Но он разжег эти тенденции в свою пользу теми способами, которые не сулят ничего хорошего для будущего демократического диалога в Америке.

1 часть, 2 часть

США, Дональд Трамп, Френсис Фукуяма

Previous post Next post
Up