К вопросу о снятии санкций

Feb 02, 2017 18:53



Несколько дней назад, 27-го января 2017 года, в знаковом американском журнале foreignaffairs была опубликована статья Бенджамина Альтера. Бенджамин - выпускник Йеля и в разное время занимал различные государственные и не очень посты:





Его статья, перевод которой находится чуть ниже, кричит о нарушенном и растоптанном Россией международном праве. О том, как Россия нарушила границы, устоявшиеся после Второй Мировой Войны, тем самым нарушив существовавший международный порядок. Про то, как действовали США ломая ялтинскую систему, сказано лишь единожды. И то хлеб.

Рекомендую вам это удивительное чтиво, переведённое моим товарищем, Виктором Репиным:

Снимет ли Трамп американские санкции против России?
«Почему это будет ударом по международному праву?»
Бенджамин Альтер (Benjamin Alter)

«Если Россия действительно помогает нам,» - заявил избранный президент США Дональд Трамп (Donald Trump) в интервью газеты «The Week» до инаугурации - «то зачем накладывать санкции, если кто-то делает некоторые поистине хорошие вещи?» Верный своему слову, президент, сейчас рассматривает шаги дабы в одностороннем порядке отменить по крайней мере хотя бы часть санкций, которые Соединенные Штаты ввели в отношении России в результате аннексии ею Крыма в 2014 году.

Трамп, конечно, вправе добиваться улучшения отношений с Россией, и отмена санкций будет тому способствовать. Для президента, который строил свою предвыборную кампанию на обещаниях объединиться с Москвой в борьбе с терроризмом и неоднократно хвалил Российского Президента Владимира Путина, такой ход не стал бы неожиданностью.

Но это было бы ошибкой. С одной стороны, это не поддается самой логике санкций, которые нельзя отменить без каких-либо изменений в отношении России к Крыму. Суть санкций, в конце концов, не в том, чтобы просто наказать противника, а в том, чтобы вынудить его изменить своё поведение.

Однако более серьезен тот урон, который будет нанесен отменой санкций международному праву. Санкции представляют собой нестандартную попытку обеспечить исполнение этого свода правовых норм - придать силу игнорируемым запретам и наложить ощутимые затраты на наиболее серьёзных нарушителей. Снятие санкций без каких-либо изменений в поведении России стало бы сигналом того, что нелегальное завоевание не несет никакого значительного наказания (штрафа), что станет ещё одним ударом по международному порядку, основанному на правилах.

СИЛОВИКИ
Захват Россией Крыма нарушил два основополагающих принципа международного права: запрет устава ООН на угрозу или использование силы, и, что возможно более важно, незыблемость послевоенного территориального урегулирования. Время от времени, могущественные государства действуя в своих интересах, используют силу за пределами международно-правовых рамок. (Вспоминается вторжение США в Ирак.) Но поскольку Россия, открыто провела захват, стремясь к изменению устоявшихся границ, аннексия Крыма, представила куда как более серьезное нарушение международного права.

Даже когда масштаб российских нарушений был уже очевиден, не было проявлено почти никакой реакции. Ядерная держава с правом вето в Совете Безопасности просто захватила территорию рядом со своими границами у слабого государства, формально не состоящего в союзах. Международное право оказалось бессильно без поддержки ООН, несмотря на согласованный ответ международных сторонников Украины, не желающих мириться с путинским силовым захватом земли. (Так профессор Чикагского Университета, Эрик Познер (Eric Posner), скептически относящийся к международному праву всего в двух строках отметил это в своем блоге: 1. Россия военным путем вторглась в Украину, нарушив международное право. 2. Никто ничего не собирается с этим поделать).

Но история на этом не закончилась. После решения Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающего российскую агрессию и не признающего Крым частью Российской Федерации, была сформирована мощная коалиция, целью которой, стало наказать Россию. Страны, включая Австралию, Канаду, Японию, Норвегию, Соединенные Штаты и 28 участников Европейского Союза, ввели широкий спектр экономических санкций на Российских и Украинских физических и юридических лиц, ответственных за конфликт.

Российская программа санкций была хорошо обоснована и представлена в качестве инструмента, позволяющего обеспечить выполнение международного права. На следующий день после фиктивного референдума об отделении проголосовавших крымчан от Украины, президент США Барак Обама (Barack Obama) объявил, что «референдум в Крыму был чистым нарушением… международного права», и что «международные законы должны соблюдаться.» На этой неделе, Герман ван Ромпей (Herman van Rompuy), президент Европейского Совета, отметил, что «Российская аннексия Крыма и Севастополя, это чистое нарушение Украинского суверенитета и международного права» … «В XXI веке нет места для использования силы и принуждения с целью изменения границ на Европейском континенте».

Санкции пришли в нескольких формах. В самом начале кризиса в марте 2014, Соединенные Штаты и ЕС ввели запреты на поездки и заморозили активы приближенных к Путину и ответственных за аннексию Крыма лиц. За последующие месяцы, по мере распространения насилия за пределы Крыма вплоть до восточного региона Украины, Донбасса, Соединенные Штаты и Европа угрожали крупными издержками для российской экономики в надежде на деэскалацию конфликта Москвой. Самые жесткие санкции были введены в Июле и Сентябре 2014, после того как сепаратисты поддерживаемые русскими сбили гражданский самолет в воздушном пространстве Украины, убив более чем 200 граждан ЕС. Эти санкции строго ограничили условия, по которым американцы и европейцы могут заключать сделки с Россией в оборонной, энергетической и финансовых отраслях. В сочетании с глобальным крахом цен на нефть, эти так называемые отраслевые санкции ощутимо ударили по экономике России. С падением заработных плат, высокими затратами по займам и беспрецедентной утечкой капитала, российский ВВП сократился на 3.8 процента в 2015 году.

Другие санкции, направленные против усилий Путина по включению Крыма в состав Российской Федерации, явились практическим следствием политики Запада по непризнанию полуострова частью РФ. Эти меры, больше нежели предыдущие, представляли собой попытку обеспечить соблюдение международного права, поскольку их целью было лишить Россию плодов ее незаконного захвата. «Если ты откусишь часть другой страны» - предупредила помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд (Victoria Nuland), помогавшая возглавить кампанию санкций в отношении России - «она встанет у тебя поперек горла».

Дабы придать этим словам вес, государствами-сторонниками санкций, США и ЕС были заблокированы почти вся торговля и большая часть текущих инвестиции с полуостровом Крым. Также были выделены частные компании и частные лица, работавшие над интеграцией Крыма в состав России, с тем чтобы сделать невозможным, для этих лиц, вести бизнес с американскими и европейскими партнерами. Как результат, санкции задержали попытки Путина построить мост через Керченский пролив; вынудили авиакомпании приостановить перевоз пассажиров между Крымом и Москвой; и ограничили возможности водного транспорта как для торговли, так и для туризма, как в пределах, так и за пределами Крымских портов. Эти санкции упредили и сорвали интеграцию Крыма, заставляя и так уже ограниченное в ресурсах российское правительство выделить дополнительные средства и ресурсы на поддержку полуострова.

Эти санкции упредили и сорвали интеграцию Крыма в состав России.
Делая путинское нарушение международного права более дорогостоящим и менее эффективным, горе-завоевателям было послано предупреждение.

ПЛОХАЯ СДЕЛКА
Успех санкций в качестве инструмента осуществления международного права не следует преувеличивать. Хотя введенные санкции, повлекли колоссальные расходы для российской экономики, Крым прочно остается в руках России и Москва не собирается его отпускать. Более того, специальные санкции, то есть те, которые налагаются группой отдельных государств на основе их добровольных решений, не всегда могут быть доступны в качестве инструмента по выполнению международного права. Как правило, они могут быть приведены в исполнение только если коалиция государств с экономическим влиянием, принимает решение, исходя из своих политических и экономических интересов, как и было в данном случае. Если только малая или слабая группа государств предпочтет применить санкции - цель не будет достигнута, государство против которого вводились эти ограничения сможет обойти значительные издержки, торгуя с государствами вне санкционной коалиции.

Все-таки, санкции в отношении России - это многообещающий пример того, насколько международное право может стать эффективным. В ситуации, когда ни один международный суд или любая другая официальная организация не может наказать Россию, добровольная коалиция государств четко заявила, что грубые нарушения несут за собой последствия, каким бы сильным нарушитель не был. До степени, до которой санкции упредили попытки России принять Крым в свой состав, до той же степени санкции укрепили международные нормы в отношении территориальных завоеваний и, возможно, побудили будущих агрессоров быть более вдумчивыми.
Санкции в отношении России - это многообещающий пример того, насколько международное право может стать эффективным.

Именно поэтому односторонний отказ Трампа от санкций может стать столь удручающим посланием. Для союзников США в Европе, взявших на себя значительные экономические риски при вступлении в санкционную коалицию, это будет серьезным знаком отказа от сотрудничества. Для России, это будет означать, что Соединенные Штаты спустят на тормозах завоевание Россией невдалеке от себя. А для остального мира, это усилит представление (слишком часто справедливое), что нарушение международного права, вовсе не предусматривает за собой никакого наказания.

Если новая администрация готова сохранить некоторые санкции, ей следует как минимум оставить санкции в отношении Крыма. Снятие их, в то время как российский флаг реет над Симферополем, может нанести наибольший удар по международному порядку. Но если Трамп мнит себя дельцом, ни одна санкция не должна быть отменена без конкретных российских обязательств. Хорошие сделки совершаются тогда, когда есть способы воздействия. Находясь в самом начале игры, было бы серьезной ошибкой выбросить лучший козырь Соединенных Штатов Америки.

Ссылка на оригинал: https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/2017-01-27/will-trump-lift-us-sanctions-against-russia?cid=int-lea&pgtype=hpg

Небольшое развитие темы. Выступление представителя США в ООН:

image Click to view



США, Бенджамин Альтер, foreignaffairs, Дональд Трамп, Россия

Previous post Next post
Up