Шведы - удивительные люди! У них красивая морская держава и огромная полоса морского побережья. Им бы взять и застроить самые лакомые места отелями, ресторанами или чебуречными, как это принято делать у предприимчивых людей. Но нет! Даже в южной части страны рядом с самыми великолепными песчаными пляжами со всеми заявками на курорт у них обычно никто ничего не строит. Исключения составляют лишь такие рукотворные объекты, как маяки, причалы и странные здания, которые трудно назвать выгодными активами в большом бизнесе. Часть этих строений связана с недавним военным прошлым Швеции, а часть является непременным атрибутом летнего отдыха у местных жителей.
Шведы любят сюда приезжать на пикники, в велосипедные походы или просто помедитировать в тишине. Им некуда спешить и незачем пытаться заработать на этих казалось бы выгодных для капиталовложений краях. Они ведь и так небедные люди, и не стремятся во чтобы нестало приумножить своё личное благосостояние. Для них важнее сохранить первозданную красоту своей страны и в этом плане Швеции можно только позавидовать.
Ну, а нам, если уж выпал случай побывать в Южной Швеции, тоже не стоит упускать возможности увидеть, как выглядят местные пляжи и те самые необычные постройки, которые на них возведены.
2.
В короткой поездке, которую я с семьёй совершил
по Швеции и Дании прошлой осенью, у меня было не слишком много времени. И всё же я сделал исключение в строго распланированном графике и немного отклонился от изначального своего маршрута, чтобы заглянуть на так называемую Сконскую линию (Skоnelinjen) оборонительных прибрежных сооружений, которая ещё носит название Линия Пера Альбина, в честь премьер-министра, приказавшего построить её.
3.
Думаю, вы знаете, как я не равнодушен к подобным объектам! Напомню репортажи про
Восточный Вал, линии
Сталина и
Молотова,
Атлантический Вала и
линию Мажино. Сконская линия укреплений большей частю была построена в 1939-1940 годах с целью защитить южное побережье Швеции от возможного нападения со стороны Германии. Швеции удалось и в Первую, и во Вторую мировые войны сохранить нейтралитет, искусно лавируя между грозными соседями-противниками. Но судя по всему, шведы хорошо понимали на какой тонкой грани между войной и миром они находились.
4.
Сконская линия тому хорошее подтверждение. На её сооружение были брошены огромны средства. Планировалось создать три рубежа обороны. В первую очередь строились береговые доты. Каждый из ни находился на расстоянии не более 1200 метров друг от друга. Типовой дот обслуживали от 6 до 9 солдат и в них были установлено несколько пулемётов. В первые же месяцы строительства было сооружено почти 300 таких укреплений.
5.
Второй ряд укреплений планировали расположить на некотором удалении от первого, третий же рубеж должен был представлять собой укрытия. Правда, эти грандиозные планы не были осуществлены в полной мере. Исключение составила лишь первая линия обороны.
После окончания Второй Мировой войны Швеции продолжила укреплять и модернизировать эту систему береговой защиты. Строились новые огневые точки, на которых устанавливались танковые башни. Переоснащались и старые доты.
Лишь 25 лет назад Сконская линия была упразднена и полностью демонтирована. Всего было построено 1063 дота, большинство из которых так и остались стоять на пляжах побережья Южной Швеции, напоминая чем-то затерянную на полях Польши линию Молотова.
6.
Мы заглянули в дот под номером 306. Как и все его собратья, это сооружение оказалось наглухо замуровано. При этом сразу видно, что за дотами присматривают и в наши дни.
7.
Железный колпак на крыше дота выглядит свежевыкрашенным, а трава вокруг скошена. Шведы в подобных вопросах очень дотошны. Боюсь, что для дигеров найти проходы во внутрь таких сооружений в Швеции весьма не простая задача. Исключение представляет собой лишь дот под номером 740 в маленьком городке Викен. Рядом с ним шведы устроили небольшой военный музей. Жаль, но до него мы так в этот раз и не добрались.
8.
Военные объекты не были целью нашего семейного путешествия. Скорее это было лишь моей 30-минутной прихотью, в которой меня поддержала лишь младшая дочка. А вот посещение маленького курортного городка Сканер-мед-Фальстербу (Skanor-med-Falsterbo), расположенного на небольшом, выступающем в Балтийское море полуострове, было одобрено всеми членами моей семьи единогласно.
9.
Когда-то это место было важной точкой Ганзейского торгового союза. Здесь располагался большой рынок, на котором местные рыбаки сбывали сельдь, которой тогда в Балтийском море было немерено. Шведская поговорка даже говорит, что рыбу в здешних краях можно было ловить шляпой. Теперь же городок стал типичным шведским курортом. Но только не в нашем понимании!
10.
Здесь нет многоэтажных гостиниц и огромных торговых центров. Не спа-отелей и соляриев. Нет и каких-либо аттракционов и специальных развлечений. Курорт по-шведски более похож на деревенский отдых со всеми удобствами. До главной местной достопримечательности, пляжей с удивительным кремовым оттенком песка, придётся идти минут 15 пешком. Ближе на машине не подъехать.
11.
Прибрежные болотистые луга отданы во владения местных коров и птиц. Их покой нарушать нельзя.
12.
Эти места являются важным перевалочным пунктом для перелётных стай птиц весной и летом. И, как мы заметили, пернатым собратьям это явно по душе. Также в море вблизи побережий категорически нельзя пользоваться моторными лодками и водными мотоциклами. Здесь царствует тишина и покой.
13.
Нас же привлекли необычайные разноцветные домики на самом берегу моря. И хотя в непосредственной близости от пляжей ничего строить нельзя, для этих строений было сделано исключение.
14.
Деревянные домики - это традиционные для этой части Европы пляжные кабинки. Наверняка многие их видели на пляжах Бельгии или Франции.
15.
В Фальстербу эти строения раскрашены в разные цвета и удивительным образом дополняют местные достаточно унылые картины.
16.
Море, песок, дюны и ряды кабинок создают очень романтичные пейзажи. Думаю, снимать в аренду подобный домик стоит немалых денег, но в этом тихом приморском городке любят летом останавливаться небедные жители Стокгольма и Мальме. Мы же здесь задержались совсем не надолго, но этого хватило, чтобы понять, что южное побережье Швеции - место очаровательное и достойное внимания искушённого путника...
17.