Восточный Вал - подземелья, где могут быть спрятаны десятки поездов Третьего Рейха

Sep 03, 2015 08:05




Последне время интернет будоражит новость о так называемом золотом поезде, который якобы найден в польском городе Валбжих неподалёку от границы с Чехией. Интереснейшая история про эвакуированные из Бреслау (нынешнего Вроцлава) и бесследно пропавшие сокровища нацистов, среди которых даже могла быть легендарная Янтарная комната, не даёт покоя искателям сокровищ. Возможно, всё это лишь очередной крупный обман, который вскоре лопнет, как мыльный пузырь. И всё же...

Я бывал в тех местах и не понаслышке знаю, что в Судетских горах запросто можно было спрятать целый железнодорожный состав и потом не найти его в течении 70 лет. Но в этом рассказе пойдёт немного о других местах, расположенных по соседству. Этой весной вместе со своим братом и дочкой, а также с нашими новыми друзьями из Германии мы посетили так называемый „Лагерь дождевого червя“.

Этот гигантский укрепрайон, расположенный в километрах 30 от Познани, известен, как крупнейший комплекс подземных сооружений в Европе. Множество связанных между собой бункеров, тоннелей и коридоров протянулись под землёй на многие десятки километров. Построены они быликак раз так, чтобы здесь запросто могли ходить узкоколейные поезда. Часть из этих масштабных сооружений была затоплена в 1945 немцами при отступлении. В этой до конца до сих пор не изученной системе коммуникаций немцы во время войны могли запросто спрятать десятки упомянутых выше золотых поездов. Достаточно спуститься под землю, чтобы осознать размах этого сооружения.

Не верите? Тогда взгляните сами!



2.

Думаю, в начале не повредит немного истории. В конце 20-ых годов прошлого века по всей Европе начали строиться мощные оборонительные сооружения. Уже тогда многим странам стало понятна близость новой войны, а опыт позиционных боёв Первой Мировой предполагал к развитию фортификационного дела. Вспомнить только, к примеру, успех обороны крепости Осовец, когда русские войска почти год малыми силами сдерживали наступление огромной германской армии, чтобы понять на что была сделана ставка и выделены гигантские суммы денег во многих странах Европы.



3.

Финны сооружали линию Маннергейма, Советский Союз - линию Сталина, французы же строили линию Мажино, которой немцы противопоставили линию Зигфрида или Западный вал. В тоже время на восточных рубежах Германии начали сооружать теперь менее известный Восточный Вал, который сами немцы прозвали „Regenwurmlager” или „Лагерь дождевого червя“. Очень точное название для этой оригинальной инженерной системы!



4.

До сих пор не до конца понятны мотивы и цели постройки этого огромного сооружения. В отличии от всех остальных, описанных выше оборонительных систем, немецкие инженеры создали на границе с Польшей нечто очень оригинальное.



5.

Восточный вал представляет собой более 80 километров подземных тоннелей и около 50 наземных наземных огневых точек. Всё это было объединено в одну систему. По сути был создан настоящий подземный город со своей железной дорогой, 22-умя вокзалами, десятками складов, казарм и подсобных помещений. Всё это было размещено на глубине от 30 до 70 метров под землёй.



6.

Сверху Восточный Вал представлял собой множество рвов, десятки километров колючей проволки и так называемых „зубьев дракона“ - противотанковых надолбов. Было построено и множество бункеров, соединённых с подземными тоннелями глубокими шахтами. В них должны были действовать лифты, которые немцы так и не успели установить.



7.

Масштабы и полёт инженерной мысли всего этого поражают. Удивительно другое - данную систему фортификаций Красная армия прорвала всего в течении двух дней в 1944 году, даже толком не поняв, что здесь немцы понастроили. Советские войска благоразумно не стали лезть под землю, предпочитая взрывать все обнаруженные выходы наверх.



8.

Полный провал этой линии обороны свидетельствует о том, что либо Восточный Вал строился для каких-то других целей, либо попросту немцы не успели завершить задуманное. Последняя версия вполне правдоподобна, так как с 1938 года строительство „Лагеря дождевого червя“ было приостановлено и возобновлено лишь в 1944 году при приближении линии фронта. За такое время немцы так и несумели здесь что-то до конца подготовить.



9.

Но кто знает, возможно, все эти доты и противотанковые рвы были лишь ширмой. Может быть на глубине немцы в это время пытались скрыть что-то совсем иное...



10.

Карт или планов Восточного Вала не сохранилось. Серьёзные попытки исследовать подземные тоннели были предприняты лишь в 80-ых годах прошлого века ещё советскими военными. До этого под землю лазили лишь редкие смельчаки. Позже Восточный Вал стал огромным диггерским объектом. Но в последние годы поляки решительно взялись за Восточный вал, осознавая его туристический потенциал.



11.

Большинство ходов и лазов в подземелья были надёжно замурованы, а нескольких его частей были открыты организованному туризму. В наши дни в тоннели всё ещё можно попасть нелегально, что доказал наш новый приятель Алекс technolirik. Правда, всё же проще и надёжней заказать экскурсию. Нам она обошлась в 100 евро на пятерых. Немало, но в начале апреля других вариантов увидеть Восточный Вал изнутри немного.



12.

В назначенный час мы подъехали к одному из хорошо сохранившихся внешних бункеров. Закрытая касса на входе и большая парковка свидетельствовали о достаточно большом потоке любителей подземелий в сезон.



13.

Молодая полька в течении четырёх часов водила нас по лабиринтам „дождевого червя”, рассказывая о всех их особенностях. Её сопровождал парень, который шёл впереди нас и открывал многочисленные двери и решётки. Так смотрители этих тоннелей спасаются от диггеров, которые время от времени всё же просачиваются во внутрь.



14.

В этой части Восточного Вала поляки теперь пытаются создать нечто вроде музея. Здесь частично проведён свет, постепенно собираются какие-то экспонаты.



15.

Пока что всё это выглядит уныло и меркнет по соседству с теряющимися во тьме и кажущимися бесконечными тоннелями.



16.

Они и впрямь навивают странные настроения на своих посетителей.



17.

Я чувствовал себя попавшим в царство выродков-морлоков элоем из уэллсовской „Машины времени”. В этом подземном мире казалось, что время остановилось и вот-вот из-за очерёдного поворота появятся злобные существа, потерявшие человеческий облик, и потребуют аусвайс.



18.

Эти подземелья, и правда, полюбились существам, внушающим многим из нас страх. Ведь увиденные тоннели пребывают в отличном состоянии. Здесь сухо, температура и зимой, и летом всегда одинакова (+10 градусов по Цельсию) - просто идеальные условия для обитания огромной колонии летучих мышей.



19.

В начале апреля у них ещё не закончился сезон зимней спячки. Лицезреть сбившихся в кучи сонных нетопырей занятие не для слабонервных. Некоторые из них постепенно отходят от сна и отползают от этих внушающих суеверный ужас колоний. Любопытным посетителям они показываю свои полные маленьких острых зубов пасти. Бррр!



20.

Немцы в своё время создали под землёй не просто подземные ходы. Они снабдили их принудительной вентиляцией, связью, электричеством и даже канализацией.



21.

Да-да, каждая подземная станция имела свои туалеты с кабинками и душевыми.



22.

Всё, что можно здесь уже давно растащено собирателями металла.



23.

Хотя можно найти и немало оригинальных деталей и надписей.



24.

Удивительно видеть незаржавевшие и вполне ещё функционирующие железнодорожные стрелки.



25.

В этой системе тоннелей есть множество тупиковых ходов и замурованных стен.



26.

Некоторые из них диггеры пытались разобрать. Ведь никто не знает, что может быть скрыто за подобной стеной.



27.

Нам показали узкие боковые тоннели, созданные для эвакуации военного персонала. В этих проходах, тянущихся многие километры, можно идти лишь согнувшись. При этом на определённом расстоянии там были сооружены небольшие помещения, где можно распрямиться в полный рост и размять затёкшие мышцы.



28.

Есть в системе Восточного вала и несколько мистических мест.



29.

В одном из них несколько лет назад погибла молодая девушка, упав в шахту так и неустановленного лифта с большой высоты. От сооруженной импровизированной могилы с крестом и пугающих надписей на стенах становится не по себе.



30.

Граффити в тоннелях - отдельная тема!



31.

Здесь можно увидеть много очень своеобразных и запоминающихся работ. Хотя большинство надписей вряд ли можно назвать искусством.



32.

За четыре часа мы лишь один раз поднялись по узкой лестнице на свежий воздух в один из взорванных бункеров.



33.

Четыре часа под землёй в полной темноте наедине со своими фобиями не для всех могут показаться приятной прогулкой. Но лично мне здесь было очень интересно и время пролетело незаметно.



34.

Правда, для полноценного репортажа здесь мне явно не хватало штатива, специальной фототехники и времени.



35.

Чуть позже мы продолжили свою экскурсию уже на поверхности.



36.

По труднопроходимым дорожкам мы подъехали ещё к парочке надёжно замурованных бункеров, а также в глухом лесу обнаружили бывшую наземную железнодорожную станцию.



37.

Здесь сохранились крытые перроны, а также въезд в подземелья Восточного вала. Но все входы во внутрь были надёжно закрыты.



38.

При всём этом надо понимать, что мы увидели лишь очень небольшой кусочек этого сооружения. Не смотря на относительную изученность, оно продолжает оставаться настоящей „терра инкогнито“ для современных исследователей, а значит в недрах „лагеря дождевого червя“ остаётся ещё много тайн и открытий для будущих поколений...



39.

заброшки мира, II мировая война, крепости мира, Польша

Previous post Next post
Up