О пользе моногамного брака для общества

Apr 24, 2024 17:06


Подводя итог прочтению труда "Самые странные в мире" Джезефа Хенрика, хочу отдельно отметить одну из тем этой работы - значение моногамного брака, но сперва будет пара слов обо всей книге.

Автор утверждает, что европейская цивилизация особенная благодаря тому, что ряд причин на протяжении тысячелетия (!) сформировали необычную (нехарактерную для ( Read more... )

Leave a comment

egovoru April 24 2024, 23:51:11 UTC

А разве моногамия только у христиан? И неизвестно, где курица, а где яйцо: мне приходилось читать, что полигамия - это следствие, а не причина войн. Т.е., в войнах убивают много мужчин, женщинам не хватает мужей, так что полигамия - единственный выход.

Reply

latifaschwalbe April 25 2024, 07:36:17 UTC
Я здесь не упоминаю исследований автора и исследований других учёных, на которые он ссылается, но на самом деле они важны. Вся работа построена так, чтобы показать, что именно в Европе было уникальное сочетание взаимодействующих факторов, которые по отдельности были много где, но только во взаимосвязи сработали так, как нигде больше.
Это и к вопросу моногамии, и войн, и много-много чего другого, о чем он пишет. Вплоть до того, что одни и те же факторы в разных условиях (при со-факторах) могут давать противоположные результаты.

Reply

egovoru April 25 2024, 10:33:04 UTC
Да, понятно, что все это основано на каких-то исследованиях, но ведь трудно что-то исследовать, когда нет возможности поставить направленный эксперимент.

Я прочла другую книжку этого автора (не знаю, как произносится его фамилия - он точно Хенрик, а не Хенрич?), где он анализирует, чем люди отличаются от других животных.

Reply

latifaschwalbe April 25 2024, 11:28:35 UTC
Глобальный по масштабам и времени (исторический) - разумеется, нет, нельзя. Можно довольствоваться только такими исследованиями и выводами, выбора нет, лично решая, что аргументировано, а что - нет, мне кажется. Но это пища для раздумий над зафиксированными наблюдениями.

Как раз Александр Марков, чьими стараниями и вышел русский перевод, настаивает, что он именно Хенрик (https://macroevolution.livejournal.com/285327.html) Так значится и на книге (английского я не знаю, читаю только переводы).

Reply

egovoru April 25 2024, 11:47:13 UTC

Да, вполне вероятно, что Хенрик - это слово явно скандинавского происхождения. Сейчас исправлю у себя.

Reply


Leave a comment

Up