О пользе моногамного брака для общества

Apr 24, 2024 17:06


Подводя итог прочтению труда "Самые странные в мире" Джезефа Хенрика, хочу отдельно отметить одну из тем этой работы - значение моногамного брака, но сперва будет пара слов обо всей книге.

Автор утверждает, что европейская цивилизация особенная благодаря тому, что ряд причин на протяжении тысячелетия (!) сформировали необычную (нехарактерную для всех других культур) европейскую психологию. Среди таковых причин он выделяет: многоаспектную деятельность католической церкви по деконструкции глубоких и обширных родственных сетей и соответствующих отношений во всех сферах жизни, введение моногамного брака и универсальной морали, внедрение и поддержку новых общественных институтов и организаций (монастыри, гильдии, университеты, различные объединения), торговой и трудовой этики и т.д. Все это, по мнению автора, требовало от людей свободы выбора, самостоятельности в принятии решений, индивидуализма, открытости миру, аналитического мышления и, наконец, формированию новой обобщенной просоциальности (на основе этих самых общих ценностей, а не принадлежности к узким группам, прежде всего родственным). Не берусь судить, все ли доводы там достаточно обоснованы - лучше читайте и делайте выводы сами.

А теперь, ниже, опуская экспериментальные данные, цитатами о том, как моногамный брак понижает межличностную конкуренцию и повышает эффективность межгрупповой (что замечательно, когда, начинает вливаться в структуры и институты и двигать их эволюцию, принося плоды прогресса, а не междоусобные войны):

«Что способствовало распространению моногамного брака сначала в Европе, а затем и по всему миру? При поверхностном анализе основными движущими силами этого процесса кажутся успешное продвижение Церкви по территории Европы и последующая общемировая экспансия европейских обществ, которая открыла дорогу бесчисленным миссионерам, желавшим проповедовать и «спасать души». Но в основе этих исторических процессов лежат две стандартные формы межгрупповой конкуренции.
Ниже я приведу доводы в пользу того, что нормы моногамного брака, которые противоречат нашей врожденной склонности к полигинии и предпочтениям элитарных мужчин, имеют ряд социальных и психологических последствий, которые обеспечивают усвоившим их обществам большое преимущество в конкуренции с другими группами.

Математическая проблема полигинии.
Как правило, полигинный брак порождает большое количество низкостатусных неженатых мужчин, шансы которых на брак или даже секс невелики. В ответ на такое положение психология мужчин меняется в сторону обострения конкуренции с другими мужчинами, что зачастую приводит к росту насилия и преступности. Многоженство создает множество неженатых мужчин с низким статусом.

Женщины предпочитают мужчин с более высоким статусом, поэтому при условии наличия многоженства мужчинам с самым низким статусом не достается ни одной партнерши. В результате многие женщины вступают в полигинные браки с мужчинами с самым высоким статусом, а многие мужчины с самым низким статусом никогда не женятся. В моногамном обществе женщине нельзя стать второй женой, даже если она этого захочет, и в итоге она фактически вынуждена выходить замуж за мужчин с более низким статусом. Любопытно, что влияние моногамного брака на социальную динамику и культурную эволюцию, выражающееся в ограничении свободы выбора для женщин - запрете свободно выбирать брак с уже женатыми мужчинами, приводит к тому, что в долгосрочной перспективе (в среднем) и женщины, и дети живут лучше. Это происходит из-за того, как социальная динамика, запускаемая полигинией, влияет на формирование домохозяйств, психологические особенности мужчин и готовность мужей инвестировать в своих жен и детей.

В обществах с западной моногамией мужчины немного похожи на моногамных птиц: женитьба и отцовство снижают у них уровень тестостерона. Если мужчина разводится, его уровень тестостерона обычно снова повышается. Негативное влияние брака и детей на уровень тестостерона было показано на примере различных популяций. Исследования такого рода позволяют предположить, что у людей, как и у птиц, есть физиологическая система, которая регулирует уровень мужского тестостерона, равно как и другие аспекты нашей психологии, на основании сигналов, связанных с возможностью спаривания, требованиями родительства и конкуренцией за статус. Когда это необходимо, уровень тестостерона повышается, чтобы подготовить самцов к борьбе за статус и партнерш. Но когда приходит время строить гнездо и воспитывать потомство, он снижается. Во всех человеческих обществах отцы с более низким уровнем тестостерона лучше заботятся о своих младенцах и активнее реагируют на их крики. Западные нормы моногамии задействуют эту взаимосвязь, мешая женатым мужчинам искать новых партнерш и обеспечивая им более тесный контакт с детьми - и то и другое снижает уровень тестостерона. Суммируя эти эффекты по всей популяции, мы видим, как нормы моногамии снижают уровень тестостерона у целого общества.

Культурная эволюция приспособила для влияния на наш мозг и поведение бесчисленные биологические механизмы. Церковь, веками боровшаяся за распространение и утверждение своей особой версии моногамного брака, непреднамеренно создала среду, которая постепенно одомашнила мужчин, сделав многих из нас менее склонными к конкуренции, импульсивными и любящими риск и в то же время благоприятствуя восприятию мира как игры с положительной суммой и большей готовности сотрудничать с незнакомцами. Моногамный брак меняет мужчин психологически, даже гормонально, и влечет за собой последствия для целых обществ. Хотя эта форма брака не является для человеческого общества ни «естественной», ни «нормальной» - и прямо противоречит ясно проявляемым наклонностям мужчин, обладающих высоким статусом или относящимся к общественной элите, - она тем не менее может дать религиозным группам и обществам преимущество в межгрупповой конкуренции. Вместо импульсивного или рискованного поведения, направленного на то, чтобы подняться по социальной лестнице, мужчины с низким статусом имеют в моногамных обществах шанс жениться, завести детей и инвестировать в будущее. Высокостатусные мужчины могут и будут продолжать соревноваться за статус, но критерием в этом соревновании больше не будет накопление жен или наложниц. В моногамном мире игры с нулевой суммой относительно менее важны. Таким образом, возникает больше возможностей для создания добровольных организаций и команд, которые затем вступят в конкуренцию на межгрупповом уровне.»*

* Хенрик Д. Самые странные в мире: Как люди Запада обрели психологическое своеобразие и чрезвычайно преуспели / Джозеф Хенрик; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2024.



Previous post Next post
Up