Ну вот мы и выбрались из улиц и переулков старого города, из
старинной улицы Мало-Тобольской, ставшей современным городским Арбатом, на полные воздуха и света обские просторы. Мой путь лежит в сторону речного вокзала, дорога поднимается вверх, вверх по склонам. Чем выше вы туда забираетесь, тем вам открываются всё более красивые и воздушные городские панорамы. Можно подняться на высоту нового моста через Обь, а можно ещё выше - на террасы и самую высокую площадку Нагорного парка. Конечно, с самого основания города любили ходить сюда люди. Только пейзажи были тогда немного другими - я имею в виду городские пейзажи. Вместо бело-голубых высоток - россыпи маленьких деревянных домиков с прорезающими небосвод кое-где шпилями и маковками церквей. А виды на реку и обскую пойму, наверное, были похожи на сегодняшние.
С Мало-Тобольской я сворачиваю направо и попадаю на проспект Ленина - главную улицу города Барнаула. Здесь самое начало Ленинского, которое больше воспринимается почему-то как конец. Да, проспект, безусловно, заканчивается в районе речного вокзала, потому что никто не начинает в наше время прогулку по нему отсюда.
2.
Посмотрим назад. Слева какой-то торговый центр. Впрочем, как и справа. Их тут много. Что характерно, Ленинский проспект, всё время спускавшийся вниз, в долину Барнаулки, здесь снова начинает подниматься. Левый берег Оби очень высок, и район Нагорного парка служит водоразделом между Обью и Барнаулкой. Я карабкаюсь в гору и уже начинаю уставать.
3.
По правую руку виден красивый Знаменский женский монастырь, высящийся среди ровных зелёных полей. К нему я ещё вернусь.
4.
Пожилая пара впереди на фото тоже шла прогуляться на мост.
5.
Скажу пару слов о Нагорном парке. Видите церковь с зелёным куполом на горе? Парк там. Я туда не ходила, слишком далеко и долго, хотя читала, что там многое обустроили и это уже не тот заброшенный захолустный угол города, что был на стыке двух тысячелетий.
Нагорный парк - место во всех отношениях уникальное. Начиная от своего расположения над городом и заканчивая своей необычной историей. Когда-то, почти сразу после основания города и сереброплавильного завода, на холме предполагалось возведение крепости, призванной вновь образованное поселение защищать. Однако, этому плану не суждено было воплотиться в жизнь, потому что, во-первых, не было денег. Во-вторых - отсутствовала какая-либо явная внешняя угроза. И вместо крепости на горе решили разместить ... кладбище. Кладбище это было не простое, там похоронены многие именитые горожане, известные люди своего времени. Можно назвать такие фамилии, как Козьма Фролов, горный инженер и гидротехник (отец начальника горного округа Петра Фролова); начальник Колывано-Воскресенских заводов В. Чулков; первый архитектор Барнаула, автор ансамбля Демидовской площади А. Молчанов; Я. Попов, ученик Росси и автор церкви Иоанна Предтечи (предшественницы той, что с зелёными куполами на холме); знаменитый географ Ф. Геблер; публицист и исследователь Сибири Н. Ядринцев; французский археолог и путешественник Гюстав Луи Мария Менье; просветитель, депутат государственной Думы В. Штильке и другие.
6.
Вид на церковь Иоанна Предтечи и нагорное кладбище, дореволюционная открытка. Обратите внимание, каким лесистым был холм в то время, и какой он лысый сейчас. Когда-то успели свести большую часть деревьев.
7.
Фото из интернета
В период Гражданской войны (1918 год) на кладбище проводились массовые расстрелы сторонников советской власти. После чего, уже в 30-е годы, кладбище решили снести (видимо, хотели стереть с лица земли вместе с его зловещей памятью). Все надгробия были уничтожены, за исключением, почему-то, надгробия Ядринцева (на фото, является памятником федерального значения). На освободившемся месте почти сразу же был организован парк культуры и отдыха. Сложно себе представить, что чувствовали тогда отдыхающие в таком месте. Или к тому времени всё уже забылось? Кстати, это не единственный парк Барнаула, организованный на месте кладбища. Подобную историю имеет парк "Изумрудный", на месте которого когда-то располагалось Крестовоздвиженское городское кладбище с одноименной церковью. На месте захоронений был создан искусственный пруд (о том, как его рыли, местные жители рассказывают страшилки), а Крестовоздвиженская церковь переоборудована в планетарий. Вот такая странная городская традиция. Но, наверное, такое не только в Барнауле практиковалось.
8.
Фото из интернета
В 1956 году в парке открылась ВДНХ. Было построено шестнадцать павильонов, создан искусственный пруд (на фото ниже), построен летний кинотеатр. Со временем был сооружен животноводческий городок, и здесь даже имелась гостиница для посетителей. Работала выставка круглогодично, и, как я понимаю, это было любимое место отдыха горожан и гостей города. Здесь можно было интересно и с пользой провести время, покататься на лодочках и катамаранах на пруду. Был прокат велосипедов, детские аттракционы. Проводились тематические выставки, различные творческие встречи. В общем, я читала об этом и завидовала, что эти "золотые годы" в истории Нагорного парка я не застала.
9.
Фото из интернета
Выставка закрылась в 1992 году, просуществовав 36 лет! Павильоны были уничтожены чередой пожаров, а большой оползень берега Оби уничтожил пруд. Я была в парке в конце 90-х, и застала там совершенно унылую картину: почти полное безлюдье, запустевшие аллеи, развалины каких-то зданий в кустах, дикая растительность в трещинах асфальта. Парк умер, и его уголки, вероятно, населяли бомжи, а в окрестностях слонялись подозрительные личности. Идти туда в одиночку было верхом безрассудства. С тех пор я в парке не была, и вроде как там началось благоустройство и всё меняется в лучшую сторону. Заново отстроена уничтоженная в советское время церковь Иоанна Предтечи. Заменена лестница, ведущая на вершину холма. Часть парка, где расположены захоронения, еще в 1993 году объявлена мемориальной зоной, восстановлена часть надгробий (в том числе надгробие учёного-географа Ф. Геблера, давшего своё имя леднику Геблера). Не так давно были террасированы склоны холма и обновлены большие буквы "БАРНАУЛ".
10.
10а.
Лестница на ВДНХ. Фото из интернета
А теперь мы возвращаемся вниз, и я скажу пару слов о Знаменском монастыре, к которому мы как раз подошли. Первоначально это была просто Знаменская церковь (в честь иконы Божией Матери "Знамение", явленной в Новгороде), построена она была в 1859 году.
11.
Так выглядел храм на старом фото. Здесь видно, что его окружала плотная застройка, а сейчас он стоит практически в поле. Как я понимаю, часть застройки (может быть, уже более современной), снесли во время строительства автомобильной развязки и нового моста через Обь. Так была снесена улица Гуляева (бывший Ивановский лог), от которой остался сейчас всего один двухэтажный дом (на заглавном фото на переднем плане слева).
12.
Фото из интернета
Храму повезло, в советское время он не был разрушен полностью; были сняты кресты и купола, разобраны главы. В здании тогда разместился архив НКВД, позже - Государственный архив Алтайского края.
13.
Фото из интернета
Восстановлен храм был в 90-х годах прошлого века, и вскоре преобразован в женский монастырь. Знаменской церкви был придан первоначальный облик: красно-белый декор, трёхъярусная колокольня. Ниже - интересный снимок, запечатлевший наводнение на Барнаулке, и справа видна Знаменская церковь. Скорее всего, всей этой деревянной застройки уже не существует.
14.
Фото из интернета
И вот мы приблизились к берегу Оби. Большая река совсем рядом - вот за этим зданием речного вокзала, которое стоит на набережной. В облике здания вокзала виден стиль позднесоветской архитектуры. Оно, скорее всего, типовое (мне попадалось в сети похожее здание речного вокзала Архангельска), построено в 1985 году. Обь - река судоходная, и Барнаул, расположившийся на её берегах, является речным портом, который был весьма крупным до строительства Алтайской железной дороги. Потом дорога взяла часть грузопотока на себя, и значение речпорта упало, чтобы к 50-м годам 20-го века вырасти снова (до дореволюционных показателей). Потом оно вновь резко упало в пресловутые 90-е годы. В наши дни речной порт занимается, в основном, пассажирскими перевозками внутригородского и пригородного сообщений, прогулочными рейсами. И иногда ещё возят по реке строительные материалы (щебень, песок и т.п.). Масштабы совсем-совсем не те... Сейчас здание вокзала - это больше достопримечательность Барнаула, советский раритет. Мне оно нравится, красивое здание, на мой взгляд. Надеюсь, что его не снесут.
15.
15а.
Здание речного вокзала со стороны пристани. Фото из интернета
15б. Пристань в Барнауле на дореволюционной открытке.
Высотки в районе речного вокзала. Здесь они неплохие, на мой взгляд.
16.
17.
Новый мост через Обь. У него не совсем обычная история постройки. Решение о строительстве было принято во время визита в город Гейдара Алиева, который, будучи первым заместителем председателя Совета министров СССР, в 1985 году баллотировался в Верховный Совет от барнаульского округа. Но стройка шла медленно, а в 90-х была и вовсе заморожена. Новый толчок строительству дал, как ни странно, Борис Ельцин, который прямо здесь, на берегу Оби, подписал распоряжение о дальнейшем финансировании. К 1997 году мост был, наконец, достроен. Его длина около километра. В студенческие годы я иногда ходила по нему на противоположный берег на городской пляж.
18.
Современный вид на пристань. Это я уже довольно высоко забралась. Пытаюсь взойти на мост, но времени всё меньше, солнце печёт всё сильнее...
19.
Площадь перед речным вокзалом носит имя площади Баварина.
20.
Белые пароходы на зелёной воде. Наверное, те немногие, что остались с советских времен. Видно, старенькие совсем, крашеные-перекрашеные... Я на одном из таких однажды каталась, на выпускной в университете. Было очень холодно, висели низкие свинцовые тучи, а на палубу плескала холодная тяжёлая вода.
21.
Это, видимо, что-то вроде парома?
22.
23.
Но всё-таки на мост я не пошла, хотя дошла до самого верха. Так что знаменитые буквы "БАРНАУЛ" будут только с такого ракурса. Они достались нам в наследство от ВДНХ. Только их зачем-то огородили забором. Зачем? Чтобы народ не свалился с обрыва? Да, и я когда-то на эти буквы лазила (не на самый верх, конечно, мы сидели у подножья. Там было всё исписано надписями, всё было ржавое. Теперь подновили и подкрасили, сделали подсветку. Красиво).
24.
25.
Через Новый мост идёт трасса на Новосибирск и Бийск, очень оживлённая.
26.
Хотела сфотографировать берега с той стороны моста).
27.
28.
29.
Кораблики... Правый берег Оби низкий, затопляемый и, в основном, не жилой.
30.
Ну а теперь - главное, ради чего я взбиралась на эту кручу. Несколько видов Барнаула. Красиво, правда? Эх, с Нагорного парка, наверное, ещё не такая открывается красота... Будет возможность - обязательно сходите.
31.
Панорама старого Барнаула - для сравнения.
31а.
Фото из интернета
Как это они наловчились здесь так ровно стричь газоны в таких масштабах? Раньше я такого не помню... Вообще раньше здесь как-то по-другому всё было. Двухэтажный дом слева на фото - этот тот самый единственный дом, оставшийся от снесённой улицы Гуляева (Ивановского лога). Построен в начале 20 века, известен как Дом Черкасова (принадлежавший одному из родственников Черкасова, городского головы). После революции особняк национализировали и в нём долгое время располагался ... психоневрологический диспансер (пути истории неисповедимы). А сейчас в здании (и в двух пристройках-ангарах к нему) обитает музей истории дорог Алтая. Я этого на тот момент не знала, а то бы наверняка жалела, что ещё в один музей не попала).
32.
Особняк, а за ним - Знаменский монастырь.
33.
В ангарах музея, вроде как, находится всевозможная авто- и дорожная техника. Должно быть, интересно там.
34.
Спускаюсь вниз. Площадь Баварина, названная так в честь погибшего мэра Барнаула.
35.
Часовня Святого Равноапостольного князя Владимира. Возведена в 2004 году. Первоначально в проекте была как "часовня Рождества Христова", но после гибели Владимира Баварина часовню решили посвятить его памяти - отсюда и выбор имени.
36.
В следующем посте - вверх по Ленинскому, главной улице Барнаула.