страх перемен, страх неизвестности, страх одиночества, страх близости, страх наказания, страх отчуждения и осуждения, страх смерти ...
Страх играет огромную роль в том образе жизни, которым мы живём. Не осознаваемые большей частью, все подобные страхи, любых мыслимых форм и окрасок, с раннего детства формируют наше поведение и восприятие, пропитывая все наши действия, мысли и переживания особым "негативным" эмоциональным зарядом. Возможно, какие из них могут быть реальны, какая-то часть этих страхов функциональна и не бесполезна. Но их основная критическая масса захватывает наше внимание настолько, что в этих страхах мы теряем себя. Причём, с собой мы расстаёмся охотнее, чем с собственными страхами, постепенно становящимися основой нашей идентичности -- воображаемого образа себя. Какое бы оно ни было жалкое и зыбкое, но страхи дают нам некое ощущение смысла, а может даже дают неосознанные козыри в общении с другими...
Из недавно опубликованных "ранних бесед Гурджиева":
~ • ~ • ~"... повторяющиеся мысли, вновь и вновь возвращающиеся к одному и тому же, к той же самой неприятности, которую человек ожидает, но которая не только не случится, но и не может произойти в реальности.
Все эти предчувствия будущих неприятностей, болезней, утрат, неловких ситуаций, часто овладевают человеком до такой степени, что становятся фактически снами наяву. Люди перестают видеть и слышать реально происходящее. А если кто-то сумеет доказать им, что их предчувствия и страхи были безосновательны в данном конкретном случае, они даже чувствуют некое разочарование, как если бы они таким образом лишились одного из приятных ожиданий.
Очень часто человек, живущий культурной жизнью в культурном окружении, даже не осознаёт, насколько большую роль страхи играют в его жизни. Он боится буквально всего: боится своих подчинённых, боится соседских детишек, швейцара на входе, человека, продающего газеты на углу, таксиста, продавца-консультанта, своего друга, которого он увидел на улице и мимо которого пытается ненавязчиво пройти, как будто его не заметил.
В свою очередь, все те же дети, подчинённые, швейцар у входа, etc. боятся его самого.
Так обстоят дела в обычные, нормальные времена. Но во времена, подобные переживаемым миром сейчас, этот все-пронизывающий страх становится ясно видимым.
Не будет большим преувеличением сказать, что значительная часть всех событий прошедшего года основывается на страхе и является результатом страха. Бессознательный страх -- очень характерная черта сна.
Человек находится во власти всего, что его окружает, потому, что он не способен никогда посмотреть достаточно объективно на свою взаимосвязь с его окружением.
Он никогда не может отойти в сторону и взглянуть одновременно на себя самого вместе с чем угодно, притягивающим его внимание или же, наоборот, вызывающим отторжение в данный момент. И именно благодаря этой свой неспособности он идентифицируется со всем.
Это также есть характерное качество сна.
Вы начинаете разговор с кем-то с определённой целью получения от него некой информации. Для достижения этой цели, вы никогда не должны прекращать смотреть за собой, помнить о том, чего вы хотите. Вы должны встать в стороне и, отстранившись, смотреть одновременно на себя и на человека, с которым разговариваете. Но вы не в состоянии этого сделать. В девяти случаях из десяти вы идентифицируетесь с предметом беседы и вместо того, чтобы самому получить желаемую информацию, вы сами расскажете ему такие вещи, рассказывать которые у вас не было ни малейшего намерения.
Люди даже не представляют себе, насколько далеко их может заносить.
Этот страх нелегко осознать и определить. Чаще всего, он является страхом неловких ситуаций, страхом того, что другой человек может подумать. И временами этот страх превращается практически в манию."
Фрагмент беседы "Страхи и отождествление"
-- Ессентуки, 1918
[ перевод мой - AK ]