интенсивность вибраций и интервалы

Apr 14, 2008 15:58



"Филология важнее, чем философия"
Г.И.Гурджиев

[в тему обсуждения двусмысленной терминологии]

Возможно, определения 'интенсивность вибраций' и 'интервалы', как они формулируются для октав в книге Успенского, звучат, на первый взгляд, немного двусмысленно.
Но я не вижу тут особых проблем для понимания, учитывая возможные разные контексты изложения, где ( Read more... )

octave, sources, vibrations, psy math, law of 7

Leave a comment

Дык! papush April 14 2008, 13:10:44 UTC
В Вашем пояснении мне по-прежнему остаются неясными термины.

(1) В Вашей метафоре фигурирует некое "я", которое едет на поезде. Что это такое относительно вибраций, интервалов и пр.? То ли это листик, который плывет по пруду, на котором мы наблюдаем волны? То ли это частица той материи которая "вибрирует"? А что, вообще, вибрирует?

(2) Как и Петр Демяьныч, Вы пользуетесь словами "октава продвигается" и пр. Но ОКТАВА ЖЕ НИКУДА НЕ ПРОДВИГАЕТСЯ! Октава - это интервал, состоящий из шести тонов, или двенадцати полутонов, или кварты и квинты (наложенных одна на другую) и пр.
Все эта напоминает говорение типа "числовой ряд движется по числовому ряду".
Опять же, образ поезда хорош, но он как раз и формулирует вопрос: так что или кто "движется"?

(3) Именно в этом смысле я ти недоумеваю: когда говорят, что-де вибрации "усиливаются", или "увеличиваются" - о чем речь-то? О том, что меняется некий параметр вибрации ЧЕГО-ТО? (И это что-то как раз и задает возможность говорить о ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНЕНИЯ)? Так скжите тогда, о ЧЕМ речь?

(4) Ну и чисто терминологически называть частоту интенсивностью - для меня это как-то "против шерсти".

(5) Так вот, еще раз (потому чо кажется, совсем не ловится идея). По-видимому, Гурджиев и Успенский за ним имеют в виду вибрации "простой" формы, подразумевая, что более часто встречающиеся вибрации, достаточно сложных форм, получаются посредством суперпозиций простых синусоид.
А идея "непрямости" может состоять в том, что сама синусоида, являющаяся простейшей формой волны, вовсе НЕ ПРОСТА.
Но я не очень вижу, как можно расшифровать дальнейшее с этой точки зрения.

(6) то, что все четвертопутцы пониают из "закона октав" может формулироваться без всяких ссылок на какие-то там гаммы (а также альфы и беты): всякий процесс происходит неравномерно, имеются места напряжений, если в этих местах процесс не поддержан, то получается черт-те что, а если поддержан, то может получиться кое-что получше. и т.д. и т.п.

(7) аналогичная белиберда получилась у меня при попытке "прочесть" таблицу Водородов. Но это повод для отдельного поста, как выздоровею - напишу.

Reply

Re: Дык! larkin_donkey April 15 2008, 13:08:19 UTC
(1) Да, это хорошие правильные вопросы. Но я думаю, от них будет больше пользы, если на них не отвечать в лоб, а оставить их открытыми, как материал для размышления...

Едет ли реально кто-то в поезде и какая связь между тем кто отправлялся в путь и тем кто достиг его цели?

(2) "Октава продвигается" - конечно, неправильная формулировка.
Двигается, точнее развивается во времени, процесс взаимодействия сил в направлении цели, поставленной внутренней или внешней побудительной причиной, начальным До, и развитие процесса происходит согласно закону октавы, по её опорным точкам, как центрам тяжести единого процесса. "Я" тут может присутствовать в качестве наблюдателя или участника, но сам процесс всегда материальный, и участвующие в нём "я/кто" являются объектами-силами, или "что" этого процесса.

Можно ли сказать, что исходное До перешло, "продвинулось" в До следующей октавы?
Ведь это не движение в прямом понимании, а гармонический процесс передачи колебаний.
Исходное До может продолжить своё звучание, может принять участие в другой октаве уже в качестве другой ноты, а может просто умереть, выполнив свою функцию.

(3) По крайней мере, ответить "частота" на вопрос "что именно усиливается / уменьшается?", на мой взгляд, совершенно неправильно. Частота - это всего лишь частный случай в конкретном примере. Если мы говорим о фундаментальном законе, объектом его может быть любой процесс, и в попытке сформулировать закон мы должны, по-любому, оперировать с неким более общим символом. А как мы договоримся о терминах, будет ли это 'закон Октав' или 'священный закон Эптапарапаршинох',
'Нота' или 'Стопиндер', etc - уже не так важно. Главное, чтобы мы оба понимали одинаково, о чём идёт речь. И вообщем, речь тут не о музыке, как таковой.

(4) Мне кажется, что называть её "частотой" ещё более "против шерсти". Получится сужение смысла, а тут как раз, наоборот, нужна расфокусировка значения. Скажем, если мы говорим о человеческом организме, как фабрике преобразования водородов, какой смысл для нас здесь будет иметь выражение "частота воздуха"?

Я в начале приводил пример процесса тепловых колебаний, как тот, о котором как раз правильнее говорить 'интенсивность вибраций', чем описывать его характеристики по отдельности.
То же, если мы размещаем процесс, в его развитии, на единой шкале материальности / сознания, каждому состоянию соответствует определённый уровень "оживлённости материи". И 'интенсивность вибраций' также выглядит интуитивно понятной здесь, не так ли?

PS: Поправляйтесь!

Reply

Re: Дык! papush April 15 2008, 17:29:57 UTC
(1) "Можно ли сказать, что исходное До перешло, "продвинулось" в До следующей октавы?"
-- Конечно же - нет! Я о том и недоумеваю! "До" относительно других "нот" - это просто качество вибраций ЧЕГО-ТО. Точно так же как - извините, еще раз, - число не может "перейти" в другое число, если не подразумевать НЕЧТО, что "переходит" из чего-то во что-то, меняя свои характеристики, этими числами обозначаемые.

(2) как раз "диаграмма пищи", "фабрика" - единственный пример, где все понятно: вот я съел кусок хлеба, вот он преобразовался в глюкозу в крови, вот она преобразовалась - и т.д., до материи мысли и пр. Как сказал один восточный человек (не помню точно, вспоминать лень) "мы делаем звезды из собачьего дерьма". ЗДЕСЬ как раз все понятно!
Понятно было бы и про "луч творения" если бы не другие закавыки, о которых напишу особо.

(3) Но ведь закон октав подразумевается применимым не только к таким "вертикальным" преобразованиям материи, но и к горизонтальным процессам, к "делам человеческим". Вот тут я и затрудняюсь найти ту субстанцию, которая "претерпевает процесс" или движется в процессе.
Вообще-то затруднение такого рода мне, как музыковеду, хорошо известно, и я знаю как с этим обходиться. Крупнейшие музыковнеды ХХ века эту проблему решили: от интонации к музыкальной форме как процессу.
В "делах человеческих" единицу типа музыкальной интонации пытались найти многие социологи (как пример - разные теории "социального действия"). Аналогичные поиски единиц и способов сборки пронизывают всю (серьезную) психологию. Но все это ОЧЕНЬ непросто, и аналогия "человека с поезда" может работать только как художественный образ у Пелевина ("Желтая стрела"), но вопрос "куда он девается, когда выключен компьютер" ("Принц Госплана") так и остается без ответа...

(4) А вот "аналоговый" язык типа "исходное До может продолжать свое звучание", в котором (языке) выполнены космологические пассажи Успенского, невероятно запутывают дело, оставляя впечатление, что что-то сказано, при том, что не сказано НИЧЕГО (путного). Глюкоза в крови может переработаться в более тонкие субстанции, может быть потрачена мышцей на работу, может быть отложена в каком-то (не помню точно) виде в печени - это понятно. А вот как "До" может "продолжить свое звучание" - не въезжаю.
Опять же, это злосчастное До может "продолжить свое звучание", если пианист его удерживает, или нажал на педаль...

Reply

Re: Дык! larkin_donkey April 16 2008, 08:04:08 UTC
Возвращаясь к вопросу филологии...
Продолжаете ли Вы настаивать на своём утверждении о терминологической путанице?
Если да, то какие возможные определения, в рамках существующего языка, использовали бы Вы?

Применение закона октав к горизонтальным процессам...
А возможно ли вообще такое?
Это всё равно, что разложить в октаву звуки одной высоты.
Может быть, лучше попытаться найти и выделить вертикальную составлявляющую процесса?
Тогда и вопрос с субстанцией, претерпевающей изменения, может сам собой сняться...
А если этого сделать не удаётся, то придётся честно признать, что либо данный закон здесь не применим, либо мы чего-то не понимаем.

Аналоговый язык...
Что ж, это плохо, но мы бедные - приходится довольствоваться имеющимся языком. Хотя это сейчас и не круто в наш цифровой век.
Если же говорить конкретно о книге Успенского, то трудно ожидать, что она объяснит всё. Но на мой взгляд, её язык в этом смысле вполне адекватно сбалансирован, объединяя цифровой язык западного мышления и аналоговый восточный символизм. Но, при желании, альтернативы есть.
Если оставаться в рамках изложения 'Поисков', но более наукообразно, можно попробовать посмотреть книгу Д.Кинга "Орейджевская версия" (книга никогда не публиковалась, но, наверное, её можно найти). Сам Кинг в 30е годы вёл, вместе с Орейджем, американские гурджиевские группы. В предисловии к книге он как раз негативно отзывался по поводу книги Успенского в плане излишнего закоса в мистицизм. А у него, наоборот, всё выдержано вполне в цифровом западном ключе.
С другой стороны, естественно, есть книги самого Гурджиева - к которым Вы предсказуемо негативно относитесь, и в которых, как он сам говорил, есть всё, вплоть до рецепта приготовления варенья.

> А вот как "До" может "продолжить своё звучание" не въезжаю...

Конечно, может! И как Вы сами правильно сказали, это зависит от воли пианиста.
Если абстрагироваться от музыки, то у гармонических процессов есть ещё одно важное свойство - их повторяемость - пока не иссякнет энергия, их порождающая. Примеры легко найти у того же Успенского, в контексте представления нисходящих и восходящих октав. От постоянно звучащего "До-Абсолют" Луча Творения, до 3х октав человеческой фабрики. Хлеб, который мы едим, воздух, которым дышим, впечатления, которые воспринимаем... Они всегда разные, но это постоянно звучащие "До", пока пианист удерживает педаль.

Reply

Я вот про что... papush April 16 2008, 14:34:43 UTC
(1) Терминология, использующая "ноты" в качестве языка ("До - ре") и пр. ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ указывает ТОЛЬКО на ОТНОШЕНИЯ (В частности, указание: любая "нота" может "стать" До в каком-то другом процессе).
Что это за отношения? Во-первых, это - стадии процесса, во-вторых - отношения в плотности колебаний.
Связь того и другого в ОДНОЙ СИСТЕМЕ ТЕРМИНОВ уже предполагает, что этим сообщается некое ЗНАНИЕ.
(Пожалуй, Вы правы: тут подходят только "вертикальные" процессы. Но тогда, все же, возникает очень ОСТРЫЙ вопрос: нам же говорят, что закон октав применим к "делам человеческим", что для того, чтобы научиться делать свои дела, нам нужно этим законом овладеть практически и пр. Или, действитенльно, под "делами" и "деланием" имеются в виду ТОЛЬКО процессы, имеющие вертикальную составляющую? - Тогда это ОЧЕНЬ существенный момент для пониманичя многого в "системе")

(2) Под "аналоговым языком" я имел в виду просто любовь интеллигентов , используя слова, думать, что используются понятия. Типа, что котенка Гава во дворе ждут "неприятности", а он их искал-искал, прочти уже нашел, но злобная собака, которая на него напала, помешала его поискам.
Если четко понимать, что язык "нот", как я утверждаю, обозначает именно и только ОТНОШЕНИЯ, то выражения типа "До звучит" имеют примерно такой же смысл, как "неприятности" , которые "ждут" котенка.
Демифологизацию аналогичный предрассудков по поводу "чисел" пифагорейцев прекрасно осуществил А.Ахутин.
И, наоборот, мифологизация, гипостазирование нот-отношений как "сущностей" крайне мешает пониманию, и делает значительную часть текста Успенского просто бессмыслицей.
Вот что меня беспокоит: как реально понять то, что передавалось Гурджиевым - точнее, то, что им имелось в виду, на что он "смотрел", когда говорил те "странности", который записывал Петр Демьянович.
Я хочу думать, что всеми этими формулами передавалось ЗНАНИЕ, но только его понять нужно, а для этого - очистить от очевидной бессмыслицы и поставиь правильные вопросы (которые - и тут я с Вами согласен - пусть пока вопросами и побудут).

Reply

? papush April 16 2008, 14:44:48 UTC
Почему Вам показалось, что я могу негативно относиться к книгам "самого"? - Прямо наоборот, я их не только ценю, но и очень люблю, особенно - аутентичный вариант "Вельзевула", с его очень своеобразной стилистикой.

Что касается того, что там есть "всё", это напоминает мне старый анекдот, времен дефицита: приезжает провинциальная дама в Москву, плюхается в такси и просит вести ее в "Принцип". На недоуменное выражение лица таксиста она говорит: "Ну, вот, мне сказали, что у вас в Москве, в принципе, всё есть".
(Это, кстати, тоже образец реификации - к предыдущему комменту)

Я, однако, больше склонен верить Беннету, утверждающему, что Гурджиев не имел задачи и "мандата" кого-нибудь куда-нибудь "провести", а занимался исследованием того, как "западные люди" будут реагировать на то и на сё, - исследовал он нас, как букашек.
А мы - не те букашки, какими ему показались (про это я специально "напостил"), так что - еще и еще раз - то, что мы от него узнаем, необходимо (совершенно необходимо) , но крайне недостаточно...

Reply

Re: ? larkin_donkey April 16 2008, 15:28:13 UTC
Я имел в виду "негативно" не к самим книгам, а к их использованию в качестве возможного источника информации. При этом, их можно вполне ценить и любить за "своеобразную стилистику". =)

А к Беннету я отношусь с интересом и уважением, но не считаю его мнение особо авторитетным в этом вопросе. Своими книгами и действиями он произвёл впечатление искреннего, но легковнушаемого (само- и извне-) человека.

Гадать, верить или не верить, вообщем, довольно бессмысленно. При желании, поверить можно во что угодно.

У Гурджиева во 'Встречах' был образ человека, которого наняли на работу, чтобы будить поутру людей, и в результате он выработал собственное специфическое поведение, чтобы самому не съехать с катушек от такой работы.
Впрочем, это и не противоречит утверждению про исследование "букашек" - а как иначе подобрать правильные будильники?

Reply

Re: ? papush April 16 2008, 17:38:39 UTC
(1) Конечно же, книги "самого" - главный источник информации, только бы вот еще понять этот "источник". Кстати, книга Беннета про Вельзевула - хорошее подспорье...
(2) Назвать Беннета "легковнушаемым" ... - А Вы Драматическую Вселенную прочли? Особенно первый том хорош. - Очень фундаментальная "вещь". С ним сам Лоренц всерьез полемизировал - а много Вы видели оккультяпских книг, которые принимались бы всерьез серьезными учеными?
(3) Насколько я помню, история Карапета, который будил людей по утрам в Тифлисе, изложена в конце первой главы "Вельзевула".

Reply

Re: ? larkin_donkey April 16 2008, 18:07:52 UTC
Точно, насчет истории Карапета перепутал.

А Драматическую Вселенную, увы, все никак не соберусь прочитать. Как автор, Беннет безусловно заслуживает серьезного внимания. А про легковнушаемость имелись в виду постоянные метания и увлечения всякими Идрис Шахами...

Reply


Leave a comment

Up