Гастроли Мариинки в Зарядье

Jan 30, 2024 15:46
















В конце января Маэстро Гергиев привёз в Москву свой бесподобный оркестр, хор и оперных артистов. Концерта было 3 - 27.01 опера «Тоска» (мы покупали билеты заранее, когда ещё не была известна программа концертов - в таких случаях всегда есть известная доля риска, хотя и любим СО Мариинки во всех проявлениях!) с великолепным звездным составом: Елена Стихина, Сергей Скороходов, Ариунбаатар Ганбаатар. Второй концерт - 28.01, две 7х симфонии, Прокофьева и Шостаковича (вот на этот концерт пойти не смогли) и 29.01 вечер Равеля («Дафнис и Хлоя», Вальс, Болеро). На него купили наши любимые места за сценой, где хорошо видно весь оркестр и можно наблюдать за работой маэстро, поскольку он стоит к вам лицом. Это всегда очень интересно - стиль Гергиева неподражаем.
Тоска получилась настоящей театральной постановкой - были декорации, костюмы, реквизит. Оркестр располагался на сцене, но маэстро так тактично вёл его, что он звуча полноценно, тем не менее, нисколько не заглушал вокалистов. Елена Стихина всегда поражает огромной палитрой оттенков своего сопрано, которое с одинаковой убедительностью может звучать и лирически, и вполне крепко. Ария во втором акте прозвучала нежно и обаятельно, вызвав гром аплодисментов. Прекрасный образ создал Ганбаатар - просто классический Скарпиа и внешне, и вокально. Браво!!!
Сергей Скороходов распелся не сразу (так бывает), но к 3му акту подошёл в прекрасной форме и знаменитую арию Каварадосси спел прекрасно. Но меня поразил оркестр: такого высокого трагизма, какого он достиг, заиграв вступление к последней сцене, ни разу не слышала. Хотя оперу приходилось слышать на многих мировых сценах. Артистам оставалось только следовать за музыкальной концепцией дирижера. Впечатление было сильным: зал устроил артистам овацию.

Вечер Равеля также удивил: были выбраны два часто исполняемых произведения Вальс и Болеро и раритет в наших краях - балет Дафнис и Хлоя. Я слышала эту музыку впервые. В ансамбле с оркестром пел хор. Он располагался возле нас, за сценой, на зрительских местах (в эту секцию билетов не продавали). Обратили внимание, что пели необычно, а с почти закрытыми ртами. Музыка интересная, очень диссонансная, как часто бывает у Равеля, но необычайно красочная. Поставил этот балет Михаил Фокин в дягилевских Русских сезонах. Вероятно только он, ну и Нижинский с Карсавиной могли это станцевать… потому что ритм меняется чуть ли не с каждой фразой.
Поэтому она и не производит впечатления балетной.

Вальс прозвучал завораживающе - как будто все мы прямо из концертного зала попали на грандиозный бал!
Ну а в Болеро многое было для меня в новинку: и яркие, сочные пиццикато струнных, и роскошные тремоло арфы, и «саксофонное» джазовое звучание тромбона и даже фагота! Вообще, духовики, и медь, и деревяшки потрясли своими соло. Таких труб, как в Мариинке, нет больше нигде. Мягкое и одновременно летящее, пронзающее зал звучание, роскошное звукоизвлечение… все это отличительные черты трубачей этого оркестра. Болеро исполняется часто, лучшими оркестрами мира и звездными дирижёрами. Мариинка здесь стоит в самом верхнем ряду! Уровень высочайший.
Вышли мы из зала под большим впечатлением. И этому счастью публика обязана в основном (не умаляя ни в коем случае творческого и профессионального исполнения музыкантов) руководителю оркестра, всего Мариинского театра, а теперь, к нашему ликованию, еше и Большого! И что на этом фоне счастья стоят его пресловутые задержки концертов и спектаклей… да, неприятно ждать по полчаса (а то и больше!) в холле, да ещё менее приятно возвращаться домой в такой поздний час, да, очень неприятно думать, что это - неуважение к публике. Но почему-то, не зная наверняка причин таких опозданий, уверена, что они веские и происходят по независящим от маэстро причинам. Как-то не вяжется такое равнодушие к зрителям с тем, что дирижёр делает для них, для артистов и для искусства. Он, имея все полномочия, не превратил Театр в источник своего личного обогащения, в способ заработка, в клубное пространство (в Москве такие «бизнесмены» на каждом шагу, на иных заводят уголовные дела). Сделал театр местом, где царит высокий творческий дух, куда стремятся артисты, где работать престижно и ИНТЕРЕСНО! Отсюда все новые и новые таланты, которым несть числа. И как истинный творец, он щедро раздаривает миру взращённые им плоды. Ничего, ещё вырастим! Отыщем (не своих, не родственников и знакомых, не «из своего аула») дарования, обучим их и выпустим на сцену!
И это дорогого стоит. Браво!
Previous post Next post
Up