Хованщина в Большом театре. 16.03.

Mar 29, 2024 10:52


Когда БТ объявил 5 спектаклей Хованщины с маэстро Гергиевым во главе, сомнений по поводу посещения не было никаких. Тем более, солистов обещали из Мариинки, а хор и оркестр - наш, Большого театра. Хованщину не видела и не слышала с детства - поэтому оперу знаю слабо, точнее говоря, знаю только Рассвет на Москве-реке да и то, потому что раньше его всегда включали под занавес лекции в Московском планетарии. Но это тоже было очень давно.
Конечно, почитала либретто, статьи о музыке этой оперы, об истории постановок. Выяснилось, что постановка Мариинки, которая и была анонсирована - это бывший спектакль БТ, поставленный Федоровским и Баратовым. Вот тут подробный рассказ об истории оперы, ее оркестровках (их две: Римского-Корсакова - какой же великий душой был человек, все доделывал за своих друзей! - и Шостаковича). https://www.belcanto.ru/24032201.html
Гергиев сделал некоторую смесь, насколько я поняла. Взяв за основу оркестровку Шостаковича, добавил в некоторых случаях вариант Римского и что-то своё. Когда билеты уже были куплены, появилось сообщение, что в спектаклях участвуют и солисты БТ. Это коренным образом меняло дело: у нас эта опера не ставилась с советских времён, басов в БТ адекватных нет, с остальными голосами тоже большая проблема. Вернее, о-очень большая! Через пару дней появились составы на первые три спектакля. Наш оставался тайной. Просто детектив какой-то. :)))
Мариинка, конечно, поставила сюда просто роскошные голоса - Станислав Трофимов, Сергей Скороходов, Вячеслав Сулимский, Юлия Маточкина. Москва выставила лучшие силы - Дм Ульянова из МАМТа (поклонницей которого не являюсь, но это бас с мировым именем), Ксению Дудникову и Анну Шаповалову (ее слышали как Лизу, это ужас-ужас, прокричала весь спектакль; и как Эльзу, тут ее голос резкого тембра звучал убедительнее). Из Мариинки были Сулимский и Акимов. Конечно, были несколько разочарованы, но все же надежды на хорошее оставались. :)

Когда увидела маэстро Гергиева за пультом БТ, то было ощущение: «ну вот теперь все правильно, все на месте». Наконец у руля человек, соответствующий масштабу театра! Заиграли Рассвет. Оркестр был незнакомый, очень молодой, видимо, 3й или 4й состав. Не знаю. Но знаменитостей не было видно. Зазвучал превосходно, как впрочем и всегда у маэстро. Баланс замечательный, кантилена, тутти - все искрится, все вдохновляет.
Декорации традиционны: Красная площадь, Кремль, Китай-город и пр. Все в красном цвете.  Хор - ну просто великолепен. Он вообще в БТ хорош, но тут было что-то запредельное: тончайшие нюансы (какое было пианиссимо! не каждый хор справится с таким звуком), благородные апофеозы, чеканные реплики - все получалось, все звучало. Вышел Ульянов-Хованский. Впечатлил. Во всяком случае, это лучшее, что слышала в его исполнении. Голос не особенно величав и масштабен, но вокал отличный. Кажется, что тембр должен быть пониже, побасовитее - но это мое мнение. Повторюсь: мало слышала эту оперу. Поэтому не знаю. Просто Хованский - фигура более значительная, самобытная, чем получилось у Ульянова. А здесь и тембр играет важную роль.
Подьячий не понравился. Говорят, в «мариинском» составе был потрясающий. Этот щебетал что-то невнятное. Зато Марфа! Слышала Дудникову много раз, и в театре, и в записи (одним из последних сильных впечатлений была Амнерис в Венской Аиде времён пандемии, где она пела в суперсоставе с самим Кауфманом и Родвановски). Ну очень хороша: весь облик, осанка, стать, красота - все играет на образ. А запела - просто чудо из чудес! Мягкое, лиричное меццо, с «дымкой», дивное легато, нежная кантилена, все было прекрасно. Хороши и костюмы, тоже помогающие образу.
Зал взорвал Вячеслав Сулимский в образе боярина Шакловитого: харизма артиста, его крупный баритон, все играло в этой небольшой, в общем-то роли. Если учесть, что в опере всего две крупных арии - его и Марфы (чувствуется влияние Вагнера, сплошная мелодекламация), то можно понять восторженную реакцию публики после исполнения Сулимским одной из них. Если после арии Дудниковой маэстро понёсся вихрем дальше (похлопать не дал! А жаль…всегда хочется отблагодарить артистов), то на арии Сулимского публика оттянулась как следует! Крики Браво неслись со всех концов зала.
Наша Шаповалова вписалась в небольшую, но значимую партию Эммы: здесь ее пронзительное, крепкое сопрано пришлось как нельзя более кстати. Крикливые верхи и драматичные средний и нижний регистр прозвучали убедительно.
Опера, конечно, не для слабонервных: идёт около пяти часов. И совсем уж некстати был второй перерыв (в БТ они большие) перед последней картиной. Меняли же при этом декорации прямо во время действия в предыдущих актах (маэстро отдыхал минуты 3-4, не больше), можно было бы так сделать и в конце спектакля.
Но это мелочи жизни. Потому что в целом ничего подобного давно в нашем театре не было. Благодарности маэстро Гергиеву нет конца.

Напоследок хочется сказать, что много было пересудов и толков после его назначения директором БТ. Кто-то даже иронизировал по этому поводу. Москва радовалась, потому что надоел беспредел и мафиозность. Питер тоже радовался, хотя некоторые хотели бы, чтобы он возглавил «просевшую» за последние годы СПб консерваторию.
Нам же многое надоело. Надоели временщики. Надоели скандальные постановки, надоели третьесортные спектакли на исторической сцене, надоел экспорт лучших артистов за рубеж. Вот тут недавно в программе Ирины Никитиной на канале Культура импресарио-итальянец рассказывал, как он работает с Волковым, Кульчинской, Бержанской. Насчёт последней не знаю, но первых двух точно не хватает в БТ. Ленского у нас после Лемешева адекватного нет. Кульчинская прекрасное белькантовое сопрано, пела по всему миру и прозябала здесь. Да, была в труппе БТ. Но не разу за 10 лет ее на сцене не видели. Там царили очень средние сопрано Алиева и Аглатова. Под них и подбирали репертуар, не значительный для первого театра страны. Тем более для исторической сцены. Обязательна ли там Адриана Лекуврер? Когда нет ни опер Моцарта (идут на Новой сцене и в Камерном театре-филиале), ни Хованщины, ни Аиды и Риголетто? Не знаю. Адриану и пр. можно ставить на двух других сценах БТ или в пяти других оперных театрах Москвы. Хорошая опера, но масштаб не тот. Гениальным вердиевским артистам типа Ильдара Абдразакова или Игоря Головатенко здесь просто нечего петь. Трубадура решили было ставить, сделали блестящее концертное исполнение (Хибла Герзмава, Игорь Головатенко, Иван Гынгазов). И все. Дело заглохло.
За державу обидно. :))) Сейчас вот, с назначением Гергиева, сразу началась движуха. Не жонглирование артистами, не разгон и разрушение, а творческая работа. В которую вовлечены все. Вам предоставлен шанс. Работайте!
И в этом тоже почерк крупного Артиста, а не временщика и казнокрада. Простите за резкость.
Браво маэстро Гергиев! Браво Большой театр! Браво великолепные солисты и хор! Браво оркестр!









Хор и миманс





поклоны после второго действия



Дмитрий Ульянов и Вячеслав Сулимский - главные герои спектакля

фото получились не очень, слепили софиты. И снимать не умею - это точно.

Опера, Хованщина, Мусоргский, Гергиев, Большой театр, Мариинка

Previous post Next post
Up