"Шаткое равновесие". Сейчас физически не могу говорить что-то вменяемое, хотя очень плодотворно обсуждали и в антракте, и по дороге к метро, и в метро.( Read more... )
Заметки для себя: 1)Почему выплывает "Байка о кошке" - в роли кошек - две женщины. Обе устали от нерешительности своего мужчины, от неприянятия решения; обе его старательно провоцируют, добиваясь "вывода" из равновесного - отрешенного состояния. Обеим он отвечает с вежливой "отгораживающей" иронией. Но Клер удается его зацепить глубже (она ему менее безразлична), на её "провокации" он реагирует, выходит из безмятежности. Т.е. для Тоби - обе "кошки" перестали любить "хозяина", устали от любви. Скорее второе - устали. От безнадежной любви, от любви безответной - можно смертно устать. 2) Никто никого не слушает и не слышит. Принципиально. Почти на все важные реплики или нет ответа "слушателя"(лей), или они послупают с отставанием, с запаздыванием. Словно... слова должны были пробиться сквозь отгораживающую стену, "дойти" до адресата, перевариться и... За это время проговаривается еще некий текст. Мир тотального одиночества. Та-а-ак... Кофе выпит. Убегаю. Вернусь из больницы, если буду в силах, еще напишу.
Кошка - они или кошка все-таки - он? Я скорее склоняюсь ко второму варианту. Странная нелепая кошка, жаждущая одиночества как спасения, как единственного выхода, бегства от злой необходимости, вынужденности сделать, наконец, свой выбор. Его, Тоби, "залюбили", замучили обилием претензий, ожиданий. Он слишком слаб для того, чтобы нести по жизни груз "отрубленной половинки" - той, второй, которую ему будет необходимо отвергнуть, отдав предпочтение первой. Ему вполне комфортно балансировать между обеими, но только до тех пор пока ему не предъявят ультиматум, требующий немедленного выбора. Женщины искушают его (Клэр - само искушение в продолжение всей пьесы, Агнес - искушение острое, в утренней сцене, и пытка постоянным ощущением вины). Тоби устал. Устал еще и от того, чего он как человек не может не чувствовать: утомительная враждебность женщин друг к другу. Он инстинктивно понимает: сделай он выбор, и эта враждебность с утроенной силой выльется уже на него. Ничто больше не будет сдерживать, платина откроется: Тоби станет виновником "
( ... )
А знаете... может быть так и эдак. Три человека, страдающих от одиночества и пугающихся покушения на одиночество. Треугольник, из которого невозможно удалить один уголок. Любая пара и недели не протянет. Каждый сам себе хозяин и кошка. Каждый страдает оттого, что его вдруг разлюбили, едва терпят. И каждый сам едва терпит. "Ад - это другие" и Ад - я сам. Очень странная пьеса, бесконечная "тема с вариациями". Чем и цепляет. И спектакль интересен тем, что на наших глазах выстраивается, меняется.
Про сцену "пения после фразы о разводе": помните, раньше было ощущение перекрытой платины, чужеродности, внезапности песни? Сразу после слов о разводе Тоби нужно было как-то реагировать. Реакция должна быть искренней, не продуманной, не вымученной, а этот... перерыв коробил, заставлял отвлечься от действия, озадачивал. Сейчас же, учитывая новое решение Михаилом Ивановичем этого эпизода, что-то изменилось, добавились какие-то краски. Очевидно, работа над спектаклем идет! :)
Попробую выразить свою мысль по поводу "Шаткого"... сложно, но... Все-таки, в пьесе немного другой смысл, не о тонкостях взаимоотношений этих людей, нет. Шаткое равновесие внутри одного человека, его способность быть честным с самим собой. Себя-то как раз сложно обмануть, примириться с самим собой. Более ярко это выписано по персонажу Филиппова.
Пьеса имеет столько смыслов, столько толкований! И парадокс - они все имеют право на существование. Если исходить из того, что самое главное "шаткое равновесие" внутри личности, попавшей в странную ситуацию, то действительно, ярче и глубже выписан Тоби. Нам показалось, что он является стержнем пьесы.
Comments 8
1)Почему выплывает "Байка о кошке" - в роли кошек - две женщины. Обе устали от нерешительности своего мужчины, от неприянятия решения; обе его старательно провоцируют, добиваясь "вывода" из равновесного - отрешенного состояния. Обеим он отвечает с вежливой "отгораживающей" иронией. Но Клер удается его зацепить глубже (она ему менее безразлична), на её "провокации" он реагирует, выходит из безмятежности.
Т.е. для Тоби - обе "кошки" перестали любить "хозяина", устали от любви. Скорее второе - устали. От безнадежной любви, от любви безответной - можно смертно устать.
2) Никто никого не слушает и не слышит. Принципиально. Почти на все важные реплики или нет ответа "слушателя"(лей), или они послупают с отставанием, с запаздыванием. Словно... слова должны были пробиться сквозь отгораживающую стену, "дойти" до адресата, перевариться и... За это время проговаривается еще некий текст. Мир тотального одиночества.
Та-а-ак... Кофе выпит. Убегаю. Вернусь из больницы, если буду в силах, еще напишу.
Reply
Reply
Три человека, страдающих от одиночества и пугающихся покушения на одиночество. Треугольник, из которого невозможно удалить один уголок. Любая пара и недели не протянет. Каждый сам себе хозяин и кошка. Каждый страдает оттого, что его вдруг разлюбили, едва терпят. И каждый сам едва терпит. "Ад - это другие" и Ад - я сам.
Очень странная пьеса, бесконечная "тема с вариациями". Чем и цепляет. И спектакль интересен тем, что на наших глазах выстраивается, меняется.
Reply
Reply
Reply
Reply
Если исходить из того, что самое главное "шаткое равновесие" внутри личности, попавшей в странную ситуацию, то действительно, ярче и глубже выписан Тоби.
Нам показалось, что он является стержнем пьесы.
Reply
Leave a comment