19 правил жизни с сотрудниками

Oct 12, 2017 23:20


Начав писать правила жизни с сотрудниками для своего аккаунта в инстаграме, была уверена, что больше пяти не наберется. Когда их количество перевалило за дюжину, поняла, что придется возрождать блог в ЖЖ, потому что такие длинные тексты только сюда.
Ну и еще мне просто нравится писать много и подробно. Соцсети меня уже не вмещают :))



Итак, я по прежнему хозяйка кондитерской "Кусочек счастья" в Петербурге, зовут меня Лана Казновская, и меня распирает от моего бесценного опыта в малом бизнесе :)

Сразу предупреждаю, что все, что вы прочтете в моем блоге - это мое и только мое мнение. Оно может не совпадать с вашим и вообще быть неправильным. Это нормально.
Спорим культурно, без хамства. Я натура нежная и ранимая - забаню!

А теперь к моим правилам жизни и работы с сотрудниками.

Так получилось, но именно эта часть забот малого предпринимателя была для меня самой сложной. Я не умела работать с людьми, я ничего в них не понимала. Они все такие разные? На какой драной козе к ним подъезжать вообще???

И эти правила были выстраданы и поэтому ценны для меня особо. На счет некоторых можно поспорить (велком в комменты), что-то можно дополнить и углубить (там же в комментах).

1. Правило для начинающих предпринимателей:
Ваши сотрудники - не ваша семья. Просто не обманывайте себя. Через много лет, если вы все еще будете работать вместе и не один пуд соли съедите, у вас будет повод считать своих сотрудников близким кругом. А пока вы чужие люди. Увы и ах

Почему-то практически все, кто только набрал первых сотрудников, начинают стоить семейные отношения внутри коллектива. Кажется, что вот эти люди тут для того, чтобы поднимать с вами ваше детище, растить его невзирая на усталость и трудности.

Вам кажется. Люди просто работают работу. Ваше детище только ваше. лучше осознать это сразу, чем потом жестоко разочароваться.

2. Они - это не вы. У них свои цели, мечты. И они совсем не такие, как у вас. Вы работаете вместе только потому, что пути достижения ваших разных целей совпали. Поэтому эти люди работают у вас и идут с вами в одном направлении.

Они нормальные! Предпринимателей среди всех людей всего 5%, остальные совсем не горят желанием так рисковать и жизнь класть ради вашего бизнеса. Они не будут работать сутками, захотят выходные и отпуска. Это не предательство, это нормально!

Не ждите, что кто-то хочет вкалывать как вы, не будете разочарованы.

3. Как делегировать, как доверить этим неумелым неумехам всю вашу супер-ответственную работу? Они же все сделают не так!
Да, это правда, вы сделаете лучше. И этих еще учить и учить, пока они хоть немного приблизятся к вашему недостижимому идеалу.

Тут два варианта: или вы смиритесь с несовершенством и все-таки доверитесь этим людям, или рано вам пока сотрудников иметь.

Мне помогло на неделю уехать в пригород в дом отдыха. За эту неделю ничего не рухнуло, торты делались, заказы получались, отзывы продолжали быть хорошими. И меня отпустило.

4. Трындеть - не мешки ворочать. Не слушайте красивые рассказы о том, как кто-то приведет ваш бизнес к процветанию. Смотрите на дела. А песни амбициозных карьеростроителей делите на десять.
И насторожитесь.
Скорее всего за сладкими речами стоит желание что-то с вас поиметь.

На некоторых позициях очень сложно понять, насколько полезен человек для бизнеса. Кто-то может годами получать немаленькую зарплату, рассказывая, как он много делает для дела. Самый простой способ проверить - отправить человека в отпуск. Если без него ничего не рухнуло, и вообще если за две недели ни разу не возникла необходимость написать и спросить что-то, то зачем этот сотрудник вообще у вас работает?

5. Вчера мы искали на работе правду, сегодня мы ищем работу.
Никаких деятелей профсоюзов в коллективе. Всех, кто ставит коллектив на уши, дестабилизирует обстановку и раскачивает лодку - на выход.

Оно вам надо - всех утешать и успокаивать, доказывая, что вы не верблюд и за мир во всем мире? Кому не нравится, у нас не рабство (НО! см. п.9).

6. Есть кадры, которые всегда недовольны всем, ноют и причитают. Но хрен когда уволятся. Потому что на самом деле их все устраивает, просто это у них стиль жизни такой.
Но атмосферу они отравляют всем так, что запросто может дойти до п.10.

Поэтому нытиков тоже на выход.

Следующие пункты, мне кажется, подходят только для тех, у кого все завязано на командную работу, причем команда уже сработалась.



Остальные могут сразу переходить к п.10.

7. Работает - не трогай. Если коллектив освоился в ваших бизнес-процессах, самоорганизовался и выдает хорошие результаты, аллилуйя! Влезаем внутрь только когда результат не устраивает, пришел плохой отзыв, например.
Вот в этом случае стоит провести расследование, выяснить, как оно так получилось и как сделать так, чтобы больше такой фигни не выходило.

А потом опять не лезть.

8. Если у вас отличная команда, то решение о том, подойдет ли нам новый сотрудник может принимать она. Они во время стажировки прекрасно видят, как новенький работает, будет ли халявить, не нужно ли будет постоянно за него что-то делать и доделывать.
Поверьте, это видно в первый же день, а иногда и в первый час.
В интересах команды взять к нам только человека, который будет работать с ними наравне. И психологическая обстановка - это тоже очень важно. Пусть внутри окажется "свой" человек. Хороший коллектив примет к себе только хорошего сотрудника.

9. Я за протекционизм. Когда сотрудники приводят новеньких из своих знакомых - это отлично. Во-первых, они знают, кого ведут, во-вторых, автоматом отвечают за них, готовы учить и "вливать в коллектив".
Насколько помню, у нас все сотрудники, которые приходили "по знакомству" в итоге приживались и отлично работали и работают до сих пор.

10. Мнение "старичков" - приоритетно. Чем дольше работает у тебя сотрудник, тем более ценным он становится для бизнеса. Ценить, любить, прислушиваться.
Кадры решают все, но не все кадры, а только эти. На них все держится, от них многое зависит. Вам с ними повезло. Вам можно позавидовать и захотеть такое же сокровище :) Отсюда п.11.

11. Ваших лучших сотрудников будут переманивать. Постоянно. И предлагать им лучшие условия. А сотрудники будут приходить к вам, и говорить о том, что вот меня позвали туда-то, предложили то-то, прям не знаю, что и делать...
Это не шантаж. Человек реально не знает, что делать. И самое время подумать, а не пора ли увеличить зпл или еще каких плюшек отсыпать. Может быть и не пора, может вы вообще подумывали над расставанием с этим сотрудником. Тогда спокойно переходите к п.13.

12. Будь готов к тому, что завтра любой из сотрудников уйдет. Или даже все разом. И это не предательство. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Это жизнь, так бывает.
Будьте готовы быстро найти замену или сами встать на место ушедшего.

И когда проводите какие-то реформы или просто начинаете требовать жестче, будьте готовы к тому, что кому-то это станет невыносимо, и он решит уйти.

13. Прощайтесь без трагедий и обид. Всегда приятнее дружить, чем враждовать. Очень может быть, что для человека реально будет лучше на новом месте. Может быть у вас он уже уперся в потолок. Отпустите и следите с радостью за его успехами на новом месте.
Если сотрудник был ценным, и вы бы с удовольствием работали дальше, так и скажите, что будете ждать обратно. Может быть хорошо там, где нас нет, нагуляется и вернется с осознанием, насколько же прекрасно было у вас по сравнению с другими. Проходили это уже ни один раз :)

14. Как понять, стоит ли человек тех денег, что вы ему платите?
Оценить, насколько хорошо работает сотрудник, насколько он полезен для бизнеса, можно по чувству, которое вы испытываете, выдавая ему зарплату.
Если это радость и благодарность - человек на месте. Если жаба давит - стоит внимательно присмотреться, стоит ли человек тех денег, что вы ему платите.

Сотрудники должны зарабатывать, а не получать. Ну или осознанно занимайтесь благотворительностью, содержа кого-то. Но другие сотрудники быстро просекут фишку и могут обидеться.

15. Не набирайте лишних людей. Вам не нужна толпа менеджеров в офисе в расчете на рост объемов. Вам даже офис не нужен, скорее всего. Тоже самое касается и производственных работников. Сначала пусть появятся заказы, а расходы вы нарастить всегда успеете.
Берите новых сотрудников, если старые уже ну вообще никак не справляются. Но имейте в виду п.16.

16. Люди всегда преувеличивают свою занятость. Они не специально, это психология. Человеку всегда кажется, что он очень много работает.
На самом деле их можно загружать ещё и ещё. А после того, как отладите процессы при увеличившейся нагрузке, и ещё! На самом деле людям нравится, когда работы много. Они чувствуют себя нужными и полезными. И премия за ударный труд еще никому не мешала :)

Но все всегда говорят, как сильно они загружены. Просто невыносимо! Но с ходу верить не стоить, надо проверять.

17. Поэтому выходите "в поля". В дни самых больших нагрузок, выходите работать на самый загруженный участок.
Помогайте, общайтесь с сотрудниками, смотрите, вникайте в детали.
А потом придумайте, как организовать работу так, чтобы стало легче.

Не ждите такой инициативы от сотрудников. Мало кто на такое способен, и вообще никто ничего не хочет менять. Но если вдруг кто-то что-то придумал полезное, поощряйте всячески!

18. Зарплата и аванс должны выдаваться день в день. Никаких задержек! Никаких "Сначала заплати себе". Вы отвечаете за этих людей, они на вас рассчитывают.
Снимайте деньги с кредиток, берите в долг, продавайте айфон (я когда-то продала), но зарплата должна быть выплачена вовремя.

Если это проблема, то сокращайте персонал и см.пункт 15.

19. Ваша главная задача - чтобы бизнес жил и давал возможность платить зпл и вам прибыль получать (иначе вам-то это зачем?). Если этому мешает раздутый штат - сокращаем. В первую очередь начальство. Особенно начальников из п.4.
Да, блин, придется самому работать в 2-3 раза больше, пока тяжелые времена не кончатся, но вы отвечаете и за этот бизнес и за всех этих людей.

Вот, собственно, и все, что я хотела рассказать о том, как жить с сотрудниками в мире и согласии. Все, о чем я написала, было прожито на собственном опыте, путем жестких разочарований и ломок картин мира.

И на самом деле больше всего меня интересует не то, насколько полезен оказался для вас этот километр текста, а не раздражали и не отвлекали ли вас гифки :)))



UPD. Гифки убрала :)

Комментарии на этот пост на почту не приходили, обнаружила их только сейчас (17.11.17 - какая дата сегодня красивая!). Так что отвечаю на все с задержкой. Прстити!

малый бизнес, мои правила, сотрудники

Previous post Next post
Up