Фильм 1954 года сегодня смотрится как мультфильм. Италия, 1866 год, Австро-Прусско-Итальянская война, по рассказу Камилло Бойто. Ассистеном режиссера выступил знаменитый (в ближайшем будущем) Дзефферелли.
Не люблю костюмные исторические фильмы, особенно - мелодрамы. Тем не менее, изобразительный ряд совершенно исключительный. Начало, в венецианской опере:
Что ни кадр - радость для глаза. Первый цветной фильм Висконти.
Театр и опера как сущности интегрированы в фильм, незримо (и зримо, - вердиевским Трубадуром) там присутствуют.
По своей красоте близок «Людвигу»: помпезный, декоративный, "большой стиль".
Основная часть действия проходит в Венеции, конец - в Вероне, уже ради этого стоит смотреть (по кр. мере тем, кто скучает). Город "Чувства" еще вернется в "Смерти в Венеции", так же как избранник главной героини перевоплотится в жиголо из «Семейного портрета».
Героиня - венецианская графиня - эдакая Леди Макберт (Катерина Измайлова), которой суждено все потерять. И Анна Каренина отчасти тоже. Только убивает в конце не себя, а обманщика, - довольно неожиданный ход.
Еще одна параллель - "Война и мир". Идет война, а люди погружены в водоворот своих страстей.
Висконти, безусловно, великий режиссер, но не принадлежит и уже вряд ли будет когда-нибудь принадлежать к числу моих любимых.
Просмотрен в рамках весеннего марафона в связи с вчерашним днем объединения Италии, - всего каких-то 160 лет... (тому назад австрийцы заправляли в Венеции).