Тайны античности: встреча лицом к лицу с Богами

Sep 29, 2018 00:04



Мудрецы античности хорошо понимали суть тех вселенских Сил, которые были названы ими Богами. Боги - это абстрактные, нейтральные Силы. Но обыватели, коих подавляющее большинство на Земле было во все времена, не могут воспринять идею Абстрактного Бога, не наделяя его своими собственными достоинствами и недостатками. Поэтому, вероятно, в качестве "духовной подачки" обывателю эти нейтральные абстрактные Силы подменили неким суррогатом - антропоморфным и понятным Божеством, доступным для обычных 5 чувств людей ("третий глаз" - это уже роскошь, доступная магам и мудрецам).
Ведь Абсолют и не менее таинственный Брахман обыватель отвергнет, даже не попытавшись вникнуть в суть.

И так было во все времена. Любая религия всегда разветвляется на два русла: на эзотерическую и экзотерическую ветвь. Одна для Видящих, Проснувшихся, вторая - для простого народа.

Именно поэтому в своё время Боги Олимпа предстали перед древними эллинами как когорта красавцев и красавиц. Атлетические мужи и прекрасные девы сидели на великой Горе и правили миром. Это было просто для понимания и очень практично. Богам можно было посвятить святилище, где простые люди поклонялись не абстрактной модели Вселенной, а конкретному священному изображению или скульптуре, в которых концентрация этого Божества была максимальной.
Ну а мудрые люди, стремящиеся к свободе и духовной трансформации, поклонялись Богам посредством мистерий - особых культов, знание о которых в настоящее время безвозвратно утеряно. Мистерии в античные времена были самым могущественным и эффективным видом жертвоприношений Ьогам.

Мистерии были тайными обрядами, в которых человеку давалась редкая возможность - пообщаться с Богами напрямую, "лицом к лицу". Точнее говоря, выявить дух избранного Божества, и получить от него вдохновение - часть качества этой Силы, Бога. (Помните общение с духом Мескалито у Карлоса Кастанеды? Тут суть та же).
"Абстрактные Силы, боги в мистериях делались явными, и многим людям открывался путь к целостности, дарующей счастье и мудрость" - так об этом пишет один из античных источников. А из этого логически следует, что участие в мистериях даровалось далеко не каждому. Чтобы участвовать в них, нужно было пройти обряд мистагогии. Вот что пишет об этом русский учёный и мистик, исследовавший тему элевсинских мистерий много лет,  А. Семёнов:
"В обряде мистатогии духовному искателю нужно было пройти 3 этапа:
1) Очищение
2) Принесение жертв
3) Приобщение к Божеству.
И только после этого человек мог вступить в святая святых - храмовый комплекс. Мистерии проходили преимущественно ночью, на открытом воздухе, и в тайных отделениях храма того или иного Божества, скрытых от глаз - рядом с так называемыми местами Силы.
Мистерии были большими и малыми. Другими словами, рассчитанными на новичков и опытных мистиков.
То были театрализованные представления из жизни Богов, и многочисленные приспособления, которыми были оборудованы греческие храмы, создавали сильнейшее психологическое потрясение, которое самым благодатным образом вызывало катарсис - движение "точки сборки" в такие положения, которые толтеки назвали повышенным осознанием и символической смертью.
В греческих Элевсиниях, например, полный мрак периодически сменялся ярчайшим светом, а гробовая тишина - громовыми раскатами. К сожалению, большинство тонкостей мистерий до нас не дошли. Да и не могли дойти: "духовный искатель-новобранец"  клялся не разглашать всё, что увидит или услышит. А видеть и слышать приходилось там многое. Но мисты, судя  по тем скудным сведениям, которые имеются у человечества об античных мистериях, слово своё сдержали. В том числе - и тайный смысл греческих мифов; то, что обычному смертному недоступно и по сей день.
В конце мистерии восхваляющие того или иного Бога мисты совершали свой "крёстный ход" - шли с музыкой, пением и пляской по священным местам, ВСЕГДА РАСПОЛАГАВШИМСЯ НЕДАЛЕКО ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ХРАМА. А в элевсинских мистериях, например, торжественное шествие после жертвоприношений и священных омовений направлялось к морю. И здесь, на берегу Элевсинского залива, в последующие несколько дней устраивались различные празднества, посвящённые Деметре И Персефоне - главным божествам Элевсиний, богиням земли. К Деметре и Персефоне был впоследствии присоединен в этих обрядах и учениях бог Дионис, в своей ипостаси Вакха (Бахуса), и широко распространился культ дионисийских мистерий, наряду с элевсинскими" (А. Семёнов, "Врата бессмертия").
Подготовленный читатель может возразить - "стоп! А как же дионисийский культ, доступный простому народу, плебсу? о нём существует множество данных в античных источниках". Но тут есть один нюанс. - Только "высокие" мистики могли выиграть и духовно обогатиться от встречи с Дионисом. Чего про весь простой люд не скажешь. Тот, кто не ставит перед собой высокую стратегическую цель духовно "прокачаться", от встречи с Бахусом может основательно пострадать - триллионы спившихся людей за всю историю человечества тому подтверждение.
Поэтому, нужно чётко отделять дионисийские мистерии от так называемых дионисий - ежегодных празднеств для простого народа. Дионисии не преследовали высокую духовную цель: их задача была чуть поскромнее - дать простым массам расслабиться и отдохнуть, не забывая при этом о Богах (послушание, и ещё раз послушание!). И эти шумные праздники, наполненные увеселениями самых разных сортов, со своей задачей справлялись на все сто. Пирушки, шуточные игры, песни и пляски, устроенные после жертвоприношений Дионису, позволяли простым эллинам вполне эффективно избавляться от стрессов и усталости, вызванных монотонной работой.
Вот что пишет о культе Диониса известный религиовед Мирча Элиаде:
«… ранний дионисийский ритуал, его социальная функция была в основном катарсической, в психологическом смысле этого слова: он очищал человека от тех вредоносных иррациональных импульсов, которые, когда их накапливалось слишком много, прорывались, как и в других культурах, в форме маниакальных плясок и сходных с ними  проявлений коллективной истерии; во все времена человечеству (или тем, кто наставлял человечество?) проще это было делать, облекая их в форму ритуала.

Если это так, то Дионис в архаическую эпоху был так же социально необходим, как и Аполлон; каждый из них обслуживал присущим только ему особым способом страхи и беспокойства, свойственные «культуре вины».
Аполлон обещал безопасность: «Пойми, человек, кто ты есть; делай то, что говорит тебе Отец, и будешь храним в будущем». Дионис даровал свободу: «Забудь о различиях, и ты обретёшь единство; вступи в общество вакхаитов, и будешь счастлив прямо сегодня».
Дионис был, главным образом, богом радости […] Радости культа Диониса были доступны всем, даже рабам и тем свободным, которые порывали со старыми родовыми культами. Аполлон всегда был богом высшего общества. Дионис же во все периоды был богом простонародья. Радости Диониса были весьма разнообразны: от незамысловатых удовольствий деревенских жителей, буйно выплясывавших на засаленных бурдюках, до экстатических вакхических действ. Но на обоих этих уровнях и на всех уровнях, лежащих между ними, Дионис выступал как Lysios, «Освободитель» - бог, который, если вы прибегните к довольно простым средствам или же средствам не столь простым, способен на короткое время дать вам возможность перестать быть самим собой, и таким образом сделать вас на это время свободными. В этом, по моему мнению, состоит главный секрет роли Диониса в архаическую эпоху - не только потому, что жизнь в этот период и в самом деле часто была такой, что от нее хотелось бежать, но и особенно потому, что человек, каким он известен современному миру, впервые выделился в ту эпоху из рамок древней семейной солидарности и очутился под гнётом неведомого ему ранее бремени личной ответственности, которое с трудом мог переносить.
А Дионис был способен облегчать ему это бремя, ибо был тем Владыкой Волшебных Иллюзий, который мог заставить расти из корабельной доски виноград и вообще даровал своим почитателям способность смотреть на этот мир как на мир, которого на самом деле нет. Как говорят скифы у Геродота, «Дионис делает людей безумными» - что, видимо, могло означать состояния, случающиеся с человеком вследствие того, что он «позволяет себе» становиться «одержимым». Целью дионисийского культа был ekstasis - нечто имеющее место, когда человек «выходит из себя» и входит в состояние глубинного изменения своей личности. Психологической функцией экстаза было удовлетворение и облегчение выхода на поверхность импульса, снимающего с человека чувство ответственности, импульса, который присущ нам всем и который, при определённых социальных условиях, может превращаться в навязчивое желание".

(Продолжение в след. постах)

элевсинские мистерии, Мирча Элиаде, религии, мифологическое сознание, А. Семёнов, Брахман, б, изменённые состояния сознания, Кастанеда, древние цивилизации, культ Диониса

Previous post Next post
Up