Человек абсурда

Sep 28, 2018 00:15




Альбер Камю - французский писатель и философ. Его философия невероятно ясна и цельна, а стиль изложения - это стихи, написанные прозой. Зачитывалась им год назад, и, когда начала интересоваться подоплёкой и сутью дионисийского начала в человеке, - невольно провела параллель между "человеком абсурда" в философии Камю, и "дионисийским человеком" (впервые это название употребил Ницше в "Рождении трагедии"). Так что же пытаются сказать нам эти величайшие философы? Попробую разобраться...
"Человек абсурда" у Камю - это человек, осознавший абсурдность, подчас нелепость проявлений жизни, но не переставший любить жизнь, а наоборот - продолживший любить и прославлять жизнь ВОПРЕКИ абсурду. И действительно, человек вброшен в этот мир, всю жизнь ищет своё место в нём, и далеко не всегда находит. Это ли не суть абсурдности нашего существования, и нашей экзистенциальной печали, порой накрывающей людей с чувствительной душой?
Камю пишет:
"Ограниченный рациональный разум, которым человеку свойственно оценивать окружающий мир - это инструмент мысли, а не сама мысль. Абсурд же - это ясный разум, "проснувшийся" и осознавший свои скромные пределы. Подсознательное ощущение абсурда заложено в человеке - это чувство тоски по цельности, и непонимание ни причин потери этой цельности бытия, ни способов её достижения. Чувство абсурда - это, своего рода, состояние человека после грехопадения (вспоминая христианский миф об изгнании первых людей из Эдема).
Я не знаю, есть ли у этого мира превосходящий его смысл. Но одно я знаю точно: мне этот смысл неведом. И, возможно, человеческая жизнь будет прожита тем лучше, чем полнее в ней будет отсутствовать смысл. Пережить и испытать то, что тебе положено судьбой - значит всецело принять её. Но, зная, что судьба абсурдна, а боги слепы, жизненные испытания не пережить, если не сделать всё возможное, чтобы поддерживать этот выявленный  "проснувшимся" от сна наяву сознанием абсурд. Опустить одну из сторон противостояния, которым живёшь, означает от него бежать. Упразднить осознанный абсурд означает уклониться от проблемы. Ergo, жить означает поддерживать жизнь абсурда. А поддерживать жизнь абсурда означает прежде всего смотреть на него в упор" (А. Камю, "Миф о Сизифе")
Камю также развивает тезис о том, что, осознав абсурд, став "человеком абсурда", такой человек находит смысл жизни в том , чтобы эту жизнь "исчерпать всеми возможными способами" . Удивительно, как близко это к философии дионисийского
человека! Тот же "огонь внутри", то же неудержимое желание исчерпать, прожить все возможные для енего жизненные сюжеты-сценарии, пройти по всем дорожкам Лвбиринта, чтобы наконец выйти за его пределы.

И важно помнить ещё вот что: нужно уметь жить, проживая каждое мгновение как подарок (звучит утопично, понимаю, но хотя бы стремиться к этому!), живя настоящим, кайфуя и празднуя жизнь. Это и есть суть раскрытия, взращивания в себе дионисийского начала,  - главная заповедь "человека абсурда".


Ницше, дионисийский человек, мир абсурда, Камю

Previous post Next post
Up