Истоки русского эзотеризма (продолжение)

Sep 26, 2018 23:23


Как уже говорилось в предыдущих постах, в античное время, хоть этого и не можем утверждать с большой точностью, к вину относились немного иначе. Были культы - «элевсинские мистерии», к которым имели доступ только посвящённые, которые с помощью различных техник (включавших в тч и употребление вина) входили в состояние божественного экстаза.

В среде российских мистиков 60-80 г.г., всё это было подпольно, в самом глубоком андеграунде, и никто ничего такого на поверхность не выносил. Кто бы они ни были, чем бы не занимались, были ли это последователи Гурджиева, йоги, или, может, кто-то съездил в среднюю Азию и нашёл какого-нибудь а-ля суфия, - так или иначе, везде дело шло через водку или вино. Нигде без этого дела в российской мистической традиции не обходилось. Если человек приходил в мистический круг и на что-то претендовал, ему прежде всего ставили стакан водки - «покажи какой ты товарищ Сухов». И человек должен был показать, насколько он владеет техникой внутренней трансформации этого напитка - оставаясь более менее трезвым, расширять сознание.



Был и остаётся «зубр» советской эзотерической тусовки, ограниченно известный достаточно широкому кругу людей, которого русские мистики звали Адмирал - Евгений Головин. Он жил и живёт в Москве, много путешествовал. Его, без шуток, считают алхимиком, причём под алхимией он воспринимает в том числе и трансформацию алкоголя. Его никогда не видели трезвым. Ходили слухи, что в его дом можно войти, например, в марте, сесть за стол (который всё время был накрыт, и всё время посылались гонцы в гастроном), а опомниться - в феврале следующего года. И при этом осознать, что этот год прожит совершенно не зря.

У Головина в его прозе есть очень интересное место: «В наш безумно быстрый век цели достигают, как правило, не приступом, а осадой...Приобрести что-нибудь и потратиться минимально, - приобрести девушку на час, денег лет на 5, репутацию лет на 50...Испытывая бешеную страсть к женщине, её зачастую скрывают, тактически рассеивают неистовый порыв в круговых приближениях, мелких подношениях, ухаживании. Над подобным «тактиком» постоянно висит неудача - можно ведь попасть в неудобное положение, потерять с трудом завоёванное...И этот деструктивный жизненный сценарий - анти-дионисизм! Пора бы уже умным людям осознать это».

Но осознать подобные деструктивные сценарии в своей жизни - жестокий и мучительный процесс, который по плечу лишь сильным натурам - и здесь снова вспоминается Ницше...

Накинуться на любимую женщину с ножом, сжечь крупную сумму денег, убить ростовщицу - помните произведения Достоевского? О таких «сильных» поступках заурядные обыватели смотрят фильмы, читают книги и иногда мечтают, «ах как бы хорошо». Однако, людей, способных на Поступок (и неважно, окрашен он в «плюс» или «минус» нормами морали), всегда мало. Принято считать, что в жизни всё иначе, чем в кино и литературе... Но! Для людей, умеющих переживать чувство опьянения и жизнью, и вином (парадокс, но это очень близко друг от друга иногда!), умеющих проживать в полной мере чувства боли, восторга, ярости, безумия...это возможно - совершать Поступки. Каждый из нас хоть раз в жизни да встречал человека, которому опьянение РЕАЛЬНО ШЛО! - тк он «выдавал» настолько сильный поток сознания, что слушатели не знали, как это «переварить» после...).

Для Головина (равно как и для многих подобных людей, которых язык бы не повернулся назвать просто «пьяницами», навесить на них ярлык «алкаш») вино - это «питьевое золото философов», а потребление вина - определённо, алхимический процесс. И, чтобы уметь его трансформировать в тот самый «божественный экстаз», нужно посвящение, инициация - прерогатива жрецов Диониса.

И Головин эти посвящения иногда давал, но очень редко. Тут же в Питере жил некто Максимов Василий, который также был потрясающе мудрым человеком и к которому приезжали со всех уголков страны за просветлением, расширением сознания, за духовностью. Он жил где-то под Выборгом, работал сторожем в какой-то лесной делянке. К нему приезжали люди за посвящением, и, естественно, он им тоже ставил стакан водки. Он был человеком, достигшим и постигшим очень многое, в том числе и через водку. Он «открыл» русским мистикам грибы, у него учился Пелевин, многих он инициировал в это, и большинство спаслись от своих ментальных хворей!

Потом, в конце 90-х в возрасте 62 лет Василий Максимов поехал в дзен-буддийский монастырь и получил там свидетельство о просветлении у дзенского мастера. Некоторое время он даже жил в этом монастыре как монах.

Вот такие они, русские жрецы Диониса...

Неоднозначная тема, обывателю не очень понятная и интересная. Но если кто-то хоть раз «зацепился» по какой-либо грани, или встречал людей с таким типом сознания (я встречала, восхищаюсь безмерно!), - тот поймёт, о чём речь. И, тут есть о чём задуматься, особенно в свете предыдущих моих постов..

(По материалам книги проф. В. Лебедько «Феноменология души»)

дионисийский человек, культ Диониса

Previous post Next post
Up