Американский учёный и психотерапевт, основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф также интересовался природой античных мистерий. Он говорит об одном очень интересном их элементе. - В Элевсиниях использовалось, по сведениям из античных источников, некое "священное зелье", очень сильно воздействовавшее на сознание. Ингредиенты этого вещества не известны до сих пор. И всё же Гроф предполагает, что это были алкалоиды спорыньи, сходные по своему действию с психоделиком ЛСД. "Также весьма вероятно, - говорит Гроф, - что психоделические вещества присутствовали в ритуалах греческих вакханалий и иных сходных типах обрядов. Древние греки не знали перегонки спирта, и, тем не менее, вино, используемое в дионисийских мистериях, должно было быть разбавлено от 3х до 20 раз (!!), иначе три выпитых кубка могли привести посвящаемого на грань умопомешательства" ("Психология будущего")
С точки зрения обывателя, все эти россказни о "дионисийском начале", "дионисийском человеке", "просветляющей роли античных мистерий", "причащении вином в культах Диониса" - звучат как бред. Кто вообще такой этот Дионис? Что это за Божество такое особенное, к которому нужно причащаться питием вина? Вино и путь к Богу - это же нечто диаметрально противоположное, несовместимое. Именно так подсказывает нам "трезвый разум", рассудочное мышление.
На первый взгляд, уж очень смахивают все эти дионисийские мистерии на происки вечных и древних врагов человека - шныряющей меж людей неорганики (в учении толтеков, описанном антропологом Карлосом Кастанедой, они названы "хищниками", "летунами").
А добропорядочный христианин скажет, что этот пресловутый Дионис и есть тот самый Дьявол, хитро замаскировавшийся под античного бога.
Но Истина, как всгеда, имеет тысячу лиц: давайте попробуем разобраться в том, кто же такой Дионис, сколько он имеет "лиц" и каково его назначение для человека.
Что говорит нам миф? Не забываем, что вся античная мифология - это сплошная аллегория (как и индийский эпос), и ключи к пониманию структуры античных мифов на сегодняшний день утеряны.
Дионис - это сын самого Зевса. А матерью Бога была дочь фиванского царя Семела, простая смертная. Она поплатилась за то, что вступила в связь с Зевсом. Ревнивая Гера, жена Зевса, внушит Семеле убийственное желание - видеть Зевса во всём его великолепии и во всей его Силе. А это то, что под силу только Богам. Явившийся к матери Диониса Зевс испепелит своим могучим небесным огнём смертную женщину. И месть Геры свершится.
Но находящегося в её чреве Диониса Зевс успеет спасти. И Олимп обретёт ещё одного Бога. Самого странного из Богов...
Дионис - не только бог радости, не только покровитель виноградарства и виноделия. Он, вдобавок ко всему, и Бог растительности. Парадокс: растительности же покровительствуют и Персефона, и Деметра - и именно этим трём Божествам посвящались знаменитые дионисийские и элевсинские мистерии!
Зачем древним грекам такое изобилие растительных божеств? Хватило бы ведь и одного. И здесь мы подходим к очередной тайне античной цивилизации. Средневековые европейские поэты и художники уловить её не смогли, хотя лежала она на поверхности. - Их глаза много веков были мощно "застелены" христианским Богом.
А чтобы понять, мистикам и исследователям понадобился и Кастанеда, и собственный опыт. Много чего, вообще говоря, для понимания пригодилось.
Дионис - это, помимо всего прочего, Божество растительных алкалоидов, трансформирующих человеческий ум. Другими словами, это Божество, которое сдвигает "точку сборки" восприятия в новое положение -туда, откуда открываются новые космические панорамы.
Мы подобрались уже очень близко: вот в чём состоит смысл дионисийских и элевсинских мистерий - вырвать человека из заскорузлого и чрезвычайно примитивного, материалистического, стереотипно-дискретного вИдения мира (о таких "программных установках" нашего мышления, внедряемого нам с детства, см. пост "Матрица восприятия":
https://lana-artifex.livejournal.com/93848.html).
Этот сын Зевса не просто причащает через вино - он отправляет искателя Истины в его первое мистическое путешествие.
Поэтому Дионис - это начало начал, отправная точка в пути за Знанием.
Именно то самое "дионисийское начало" толкает любого новоявленного Одиссея в странствие по далёким временам и пространствам.
Важно помнить одно: Дионис - это начало, а не конец. Это путешествие, будучи "заземлённым" в одном методе (а ведь много же таких "псевдо-просветлённых" искателей, выбирающих психоделики, медитации, всяческие культы только как единственный метод и ориентир!) , способно привести Искателя прямо в Ад. И ошибка думать, что Ад - это некое абстрактное место, которое находится "под землёй": Ад всегда прежде всего внутри нас самих.
Дионис - это старт, первый толчок к духовному путешествию, пусть даже "точка сборки" была "сдвинута" с помощью вина (алкоголя) или психоделиков: главное, что она сдвинута. Задача Диониса - причастить и отправить в Путешествие к самому себе.
Для эллинов мистерии были путём к вечной молодости и бессмертию, некий "философский камень", "алхимия сознания" Наивность? - Вряд ли. Российский учёный и мистик, писатель А. Семёнов, в своей книге "Бог и наркотики" пишет об этом так: "Невидимая тюрьма-Матрица, в которой живут миллионы, гноит человека до самой смерти. И обыватель воспринимает это гниение - старость, болезни, смерть - как нечто естественное, как закон природы. Ведь его с самого детства учили, и своими примерами доказывали, что все люди болеют, стареют, умирают. Но нет такого "закона"! Это вИдение - не более, чем многовековая привычка побеждённых людей. Людей, превращённых в загнанный скот, в пищу, в рабов". - Сильно!
Поэтому любое путешествие за пределы тайной тюрьмы - это уже много. Дифирамбы Дионису древние эллины пели не зря. Формализмом, как в христианстве, тут и не пахло. Дионис, образно говоря, давал посмотреть в подзорную трубу на мистические горизонты Осознания.
Так как этот сын Зевса отвечает за всю галюциногенную растительность, нетрудно догадаться, что Карлоса Кастанеду отправил в первое мистическое путешествие тоже Он. Но не при помощи настоек из вина и спорыньи (главного напитка в античных мистериях), а посредством алкалоида кактуса Lophophora Williamsi - мескалина. И здесь на сцене великой "божественной Игры Одного посредством многих с самим собой" (Упанишады) перед любознательной европейской и американской публикой в 60е г.г. вдруг предстал "великий учитель" Мескалито.
Не алкалоид учит: учит великий дух - Мескалито. Именно так внушал Карлосу его любимый дон Хуан Матус.
Юмористически говоря, Мескалито - ещё одна ипостась Диониса (помимо Вакха и Бахуса).
А. Семёнов также пишет: "Именно таков магический мир: куда ни кинь - всюду Боги. Или..демоны. Это в убогой материалистической вселенной ничегг нет, кроме скудных данных наших 5 органов чувств. Как сказал Булгаков: "Что же это у вас, чего не хватишься, ничего нет!". Зато в мистическом мире есть всё. Абсолютно!
Нужна тебе Пустота? - Пожалуйста, иди в буддизм, там Пустоты навалом. Нужны Боги? - Иди в мистическую вселенную Индии или Греции. Не нужно много раз повторять эту максиму: Боги просто выражают нейтральную по своей сути Вселенную. Это Абстрактные Силы, правящие миром. Но наш человеческий дискретный ум имеет маниакальную склонность -придавать Богам конкретную форму. Хлебом не корми, а дай надеть Божество во фрак, хитон, набедренную повязку... Уж больно хочется Бога лицезреть или трогать." Точно!
И неслучайно всё это. Представшие в антропоморфном виде Божества производят на человеческий ум неизгладимое впечатление: у них идеальные формы и качества. По всей видимости, античные мистерии позволяли эллинам вплотную соприкоснуться не только с духом Богов, но и их проявленными формами, с этой идеальностью внутреннего и внешнего. Но следует помнить и о том, что любая художественная форма -не более, чем иллюзия...
.