Техники "возвращения к истокам" в психологии: архетипическая психология (продолжение)

Jul 30, 2018 15:04




В предыдущем посте рассказывала об основах архетипической психологии - одном из направлений аналитической психологии К. Г. Юнга. Каким же образом артетипотерапия позволяет "вернуться к истокам", по принципу ритуалов и техник различных духовных учений? В этом и последующих постах попробую в общих чертах расказать об этом...

"Архаичные боги языческого пантеона, а также боги монотеистических религий до сих пор сохраняют своё влияние и силу, и эта сила может работать, при грамотном с ней обращении (молитвы, медитации, заговоры, ритуалы и т.д.). Боги, как и другие (может быть, менее намоленные) архетипы коллективного бессознательного стали совершенно реальными существами, наделёнными могуществом и силой, в большинстве своём - слепой и неподчиняющейся человеку. Игры богов - это то, что мы называем слепым инстинктом; или же состоянием аффекта, когда на следственном эксперименте убийца своей жены, запинаясь, говорит, что не понимает, "что на него нашло".. Исключение - это жрецы, шаманы, в меньшей степени - священники. - Это люди, способные отчасти управлять этими слепыми силами и направлять их в нужное русло, используя различные практики и ритуалы." (Основатель архетипической психологии Дж. Хиллман )

В своём романе "Американские боги" Нил Гейман ставит богов в прямую зависимость от человека, наделяет богов чертами их создателей, с присущими человеческой цивилизации качествами силы и слабостей. Новые боги воюют с богами предыдущих эпох за своё выживание, "за место под солнцем". Их основная цель - это получение внимания и эмоций человека (см. мой предыдущий пост "Как возникают культы поклонения духам природы? Истоки шаманизма": https://lana-artifex.livejournal.com/69970.html).
"В настоящее время, при умелом контакте с этими богами-архетипами, с помощью архетипотерапии возможно установить с силой богов и другими персонажами психического пространства сознательный контакт. Причём, не только с силой, так как люди проецировали на богов и свои эмоции, и мотивы, и желания, и помыслы. Архетипотерапия позволяет получить доступ к этим слоям коллективного бессознательного, где "обитают боги", и "вернуться к истокам" с их помощью. " (Дж. Хиллман)
Таким образом, ка кподчёркивал Хиллман, мы вынуждены признать, что в психическом пространстве обитают сущности (боги, музы, гении, демоны), живущие как бы независимой от Эго (человека) жизнью, имеющие свои цели, мотивы и задачи. Воплотить эти задачи в материальном мире эти сущности могут только посредством деятельности человека, на которую они могут опосредованно влиять, "сталкивая по закону синхронии (см. исследование К. Г. Юнга  "Сихроничность") человека с необходимостью решить те или иные личностные, политические, культурные, исторические задачи".
Тема очень необычная и тонкая..Ею хорошо проникаться даже не через сухие труды психологов, а через литературные произведения, т.к. у творчесикх людей "портальчик открыт" часто. Как уже упоминала ранее, это произведения Борхеса ("Евангелие от Марка", "Рагнарёк", "Круги руин"), Сомозы ("Дама № 13"), Достоевского, Гоголя, Чехова, Шекспира,
Гёте, Пушкина..
Эту тонкую грань взаимодействия с коллективным бессознательным, с трансцендентной реальностью особенно ярко отражают мифы, произведения античных авторов: Гомера, Гесиода, Аристофана, Софокла и др. Эту грань некогда прозревали Сократ, Платон и неоплатоники, мастреа эпохи Возрождения: Пико делла Мирандола, Марселино Фичино, Джордано Бруно..
Однако, на мой взгляд, современный человек во многом утратил понятийные ключи поэтических метафор и античных авторов, и мастеров эпохи Возрождения. Все говорят о "поколении ютуба", порталы если и открываются, то уже другими путями, не через книги и часы в музее перед оригиналом какого-нибудь Мастера.
Язык самовыражения авторов античных произведений и классической литературы слишком "мифологичен" и граничит с зашифрованными текстами разведслужбы, тогда как современное восприятие, по меткому выражанию Михаила Задорнова, страдает от "клипового мышления", больше склонного к упрощениям современных комиксов и видео на ютубе.

Юнг, архетипическая психология, как возникают боги, архетипы, трансперсональная психология, мифологическое сознание

Previous post Next post
Up