Октябрьский сюрприз

Oct 22, 2023 14:34


Речь не о Великой Октябрьской Социалистической Революции, что грянула в другой, не в заявленный в ее описании, месяц, а про один эпизод из внутриполитической жизни США осени 1980 года. Не про неожиданное нападение ХАМАС в этом октябре на израильских гражданских лиц, напоминающее своей террористической беспощадностью резню в Буче, а про предвыборные ожидания в Штатах за пару недель до президентских выборов между Картером и Рейганом. Не про текущую активную оборону ВС РФ рядом с Авдеевкой, которая, подобно рождественскому одностороннему перемирию, приведшему к быстрому захвату Соледара, не является наступлением, как пояснил наш президент Павлу Зарубину по ТВ, а про прикидки политологов, удастся ли Картеру освободить заложников в Иране накануне 4 ноября и при помощи этого туза вырваться вперед.

Октябрьского сюрприза тогда не произошло, хотя Джимми Картер сильно старался освободить тех 52 американских граждан, что томились в иранских застенках уже больше года. В отличие от безответственного Трумэна, который блокировал дипломатическое решение Корейской войны в последние месяца своего правления, затянув ее как минимум на полгода, хроменький Картер продолжал прилежно рвать жилы, пытаясь добиться их освобождения, не смотря на то, что его политическая песенка уже была спета, он уже проиграл выборы и досиживал в Овальном кабинете последние недели. Вместо того, чтобы расслабиться и конкретно отдохнуть, он продолжал вкалывать в поте корней волос. Хромая утка наложила жгуты на перелом и прыгала вплоть до 20 января 1981. Сделка с иранцами была уже так близка, но те, казалось, дразнили его, затягивая свое окончательное решение. Нэнси Рейган встречалась с Картером в те январские дни и жалостливо отмечала, что Джимми себя не берег, всего вымотал себя, круглосуточно занимаясь ситуацией с заложниками в Иране: «Нельзя не посочувствовать бедняге».

Стоило только Рейгану официально вступить в должность президента, как сразу же все заложники вышли на свободу. Буквально несколько минут прошло 20 января между этими двумя событиями, что породило среди обозревателей подозрения, а не было ли какого-то сговора между фундаменталистом Рейганом и аятоллами Ирана, нацеленного на то, чтобы лишить Картера возможности поставить это освобождение себе в заслугу и, самое главное, не дать тому приятно ошарашить избирателей «октябрьским сюрпризом» накануне выборов. Рейган оказался самым крупным выгодополучателем от этого затягивания. «Cui prodest» и «Cui bono» витали в воздухе. Эти подозрения политологов-детективов балансируют на грани теории заговора, что настоящих историков (не из-за гаражей) не интересует. Однако у историков есть ряд фактов, перечисление которых может поставить хотя бы то временную точку в этом вопросе. Биограф Рейгана, американский историк Говард Уильям Брэндс, в своей книге 2015 года уделил несколько страниц этой «пёржн колюжн».

Уильям Кейси, руководитель избирательной кампании Рейгана (будущий глава ЦРУ, бывший сотрудник УСС), свидетельствовал, что он и Эд Миси [Meese, глава избирательного штаба] были обеспокоены возможным «октябрьским сюрпризом» [October surprise] со стороны Картера и особо отслеживали признаки того, что в дипломатических переговорах Администрации президента с Ираном намечался прорыв. Ричард Аллен возглавлял эту группу по мониторингу, задача которой сводилась к определению правильной реакции их кандидата на успешный исход. Как мы видим, пока ничего зловещего. 19 октября эта группа составила меморандум для Рейгана: «Две недели осталось до выборов. Иранцы знают, что время поджимает и что кандидаты идут ноздря в ноздрю. Картер именно сейчас слишком уязвим для давления со стороны иранцев и может пойти на дополнительные уступки, что приведет его к успеху. Рейгану требуется успеть выступить первым, чтобы показать, что он знает о скором освобождении, что это ожидалось и что никакого сюрприза тут нет. Это надо сделать, чтобы прибить волну соответствующего энтузиазма и не дать Картеру капитализировать эту победу». Но переговоры затягивались, и Рейган временно отменил эту речь. За два дня до выборов его предвыборный штаб окончательно решил отказаться от любого упоминания заложников в выступлениях, чтобы избежать обвинений в том, что Рейган какими-то неудачными высказываниями помешал освобождению. Кейси запретил всем сотрудникам штаба что-либо произносить на эту тему. Этот параграф никого не инкриминирует и только лишь указывает на то, что избирательный штаб Рейгана активно работал вокруг проблемы с заложниками. Для Кейси и Миси это не был второстепенный вопрос.

Инкриминирующие детали проявляются благодаря другим источникам. Хотя Кейси утверждал, что его штаб занимался всего лишь мониторингом и написанием речи, один высокопоставленный чиновник администрации Картера позднее обвинил его в том, что Кейси именно в тот месяц встречался с иранцами и предложил им оружие. Гари Сик [Sick] был членом СНБ при Картере. В 1991 он написал книгу, в которой он утверждал, что Кейси встречался с лицами, имевшими связи с иранским правительством, и которым он предложил оружейную сделку при условии, что заложники будут удерживаться до окончания выборов. Это утверждение было замечено публикой и привело к расследованию обвинения Конгрессом США. С технической точки зрения, если Кейси действительно ходил на ту встречу, то это было бы нарушением Закона Логана XVIII века, который запрещает частным гражданам заниматься дипломатией.

Расследование Сената было зашло в тупик, потому что Кейси вовремя умер, пенсионер Рейган отказался свидетельствовать, а действующий президент Буш-старший ставил палки в колеса. Однако во время запроса на поверхность всплыла косвенная улика, которая повысила обстоятельность и правдоподобие обвинения. Были допрошены вдова и дочь Кейси, которые обеспечили доступ к документам покойного. Среди этих документов зияли подозрительные пробелы в разделах «Заложники» и «календарь встреч за 1980 год». Были вырваны страницы за период, когда Кейси, предположительно, ездил в Мадрид для встречи с посредником иранцев. Также пропал паспорт Кейси, где должна была быть отметка о его путешествиях.

Время поджимало, и Конгрессу пришлось завершить свое исследование. В официальных итогах было написано, что найденные улики не подтверждают обвинение сотрудников Рейгана в том, что те заключили подобную сделку с иранцами. «Не было такой сделки», заключил Сенат. «Основные свидетели не заслуживают доверия, в их показаниях много противоречий». Хотя Сенат оправдал Рейгана и сотрудников его избирательного штаба, Кейси с крючка не соскочил. Сенат всё же счел, что Кейси действительно занимался скрытой и неформальной деятельностью, которая потенциально могла нанести вред интересам США. Сделки не было, но Кейси с кем-то встречался. Палата представителей пришла к таким же выводам. «Обвинения не подтвердились. Некоторые улики не были найдены (паспорт, ежедневник). Наследники Кейси плохо сотрудничали со следствием и не уберегли часть улик». «Рейган совсем невиновен» - такой вердикт был озвучен Конгрессом в конце 1992 года.

Через четыре года это было закрытое дело всплыло вновь. Историк Дуглас Бринкли работал в 1996 году над биографией Джимми Картера и на научной конференции сообщил, что Картер встречался недавно (ранее, в том же 1996 году) с Ясиром Арафатом в городе Газа. Бринкли сопровождал Картера. «Я вот что хочу сказать вам, господин президент» - сказал Арафат Картеру в присутствии Бринкли - «В 1980 году со мной связались республиканцы [США] и предложили оружие в обмен на помощь с затягиванием освобождения заложников в Иране до выборов. Я ответил им отказом». Картер не развил эту тему. Она его не заинтересовала. Он не задавал Арафату встречные вопросы и не просил документальных подтверждений. Картер сконцентрировался на ближневосточном урегулировании 1996 года и не стал ворошить полузабытое дело 1980 года.

В 2011 году Президентская библиотека Джорджа Г.У. Буша рассекретила некоторые документы в ответ на запрос в рамках Закона о свободе информации. Эти документы содержали дискуссии между членами администрации Буша-старшего, которые обсуждали, в какой мере им следует сотрудничать с расследованиями Сената и Палаты представителей, что шли в 1992 году. Часть тех обвинений по касательной задевала Буша, который в октябре 1980 году встречался с иранцами в Париже. Администрация Буша-старшего свела свои показания в Конгрессе к минимуму. Сам Буш отрицал, что встречался с кем-либо в Париже в тот месяц. В тех внутренних обсуждениях, однако, всплыла улика, указывающая на поездку Кейси в Мадрид. Там был меморандум, составленный помощником советника Белого дома Полом Бичем [Paul Beach], в котором содержалось описание (стенограмма) разговора Бича с Эдвином Уильямсоном [Williamson] из Госдепа. Уильямсон сказал, что Госдеп собрал все материалы, относящиеся к расследованию Конгресса и что теперь надо определить, какие из этих материалов Администрация покажет следователям, а какие нет. В стенограмме чиновники упомянули телеграмму посла США в Испании, который сообщил, что Кейси приехал в Мадрид в октябре, но не известно с какой целью. Этот документ называется «меморандум Бича».

Расследование 1992 года в Палате представителей возглавлял Ли Гамильтон [Lee Hamilton]. В 2011 он уже был на пенсии, но отреагировал на «меморандум Бича» с большим негодованием. Гамильтон сказал, что Палата оправдала сотрудников Рейгана только лишь из-за того, что им так и не удалось доказать, что Кейси действительно ездил в Мадрид: «Теперь оказывается, что Буш скрыл важную улику, которая позволила бы нашему комитету в Палате прийти к другому выводу».

В 2013 всплыла еще одна улика. Бен Барнс [Barnes] в прошлом был заместителем губернатора Техаса и теперь добровольно делился данными с историком Брэндсом [который, кстати, тоже из Техаса]. Летом 1980 он ездил на Ближний Восток, работая в избирательном штабе другого республиканского кандидата Джона Конналли (бывший губернатор Техаса). Конналли рано выбыл из гонки и поддержал Рейгана. Связи и рекомендации Никсона загнали Коннали на Ближний Восток, где тот пытался зарекомендовать себя как переговорщик, чтобы потом получить должность в администрации Рейгана. Барнс сообщил, что Коннали посетил Израиль и несколько арабских стран, где общался с правительственными чиновниками, каждому из которых он говорил, что освобождение заложников до ноябрьских выборов «никак не поможет кампании Рейгана». Барнс сообщил, что Коннали поддерживал телефонную связь с Рейганом во время своей поездки.

Итого. Четыре десятилетия прошло с тех пор. Загадка «Октябрьского сюрприза» всё еще ускользает из рук историка в 2015 году. Ничто не указывает на прямую вину Рейгана. Как главное действующее лицо своего избирательного штаба он несет только моральную ответственность за деятельностью своих нечистоплотных подчиненных, даже если он ничего не знал о поездке Кейси в Мадрид. Нет подробностей беседы Кейси с иранским посредником. Что обещал? Что просил? Доподлинно неизвестно.

Пересказанный тут историк Брэндс не пишет в своей книге о том, поставлялось ли какое-либо оружие в Иран в начале 80-х. Это ведь было бы хорошим доказательством от обратного. Потянем за ниточку без его помощи. В 1992 году Конгресс пришел к выводу, что не было никакой оружейной сделки. Однако, если мы выведем за скобки «Иран-Контра» 1985-1986 годов (этот скандал является абсолютно отдельной историей и к заложникам никакого отношения не имеет), то увидим, что в 1981 году Иран получил американские запчасти через Израиль. В 1980 году в армии Ирана преобладала американская техника. Началась война с Ираком, и Ирану потребовались расходники. В начале 80-х, до сделки «Иран-Контра», Иран получил американское оружие на 2 миллиарда долларов из Израиля. По крайней мере Вики утверждает, что существовала устная сделка между министром обороны А. Шароном и госсеком А. Хейгом через госдеповца Макфарлейна, когда Израиль нарушал оружейное эмбарго, наложенное на Иран, а США закрывали на это глаза. Это не прямая улика, а косвенная. По-прежнему нет возможности утверждать, что за отмену картеровского «октябрьского сюрприза» в 1980 году Рейган расплатился поставками через Израиль в 1981. Может быть так совпало. Началась новая ближневосточная война, в уравнение вмешались другие факторы.

H.W.Brands, Reagan - the life, 2015;
Тут не только про Иран-Контра (см. Robert McFarlane):
https://en.wikipedia.org/wiki/Iran-Contra_affair
https://ria.ru/20231015/ukraina-1902867872.html

Иран, Рональд Рейган, Ближний Восток, Джимми Картер

Previous post Next post
Up