Требуем гарантий безнаказанности

Apr 16, 2023 18:04



Неожиданно слишком большая для ElPais статья про отношения между КНР и Тайванем. Обычно Эльпаис такие простыни не строчит. Имеются несколько интересных фотографий, снятых на Цзиньмэне (остров Кемой), который расположен всего в 6 километрах от материкового Китая. Интересующиеся тайваньскими кризисами 50-х годов при виде сих пейзажей испытают ностальгию. Так, вы видите через старые амбразуры дзота сперва противотанковые ежи береговой полосы, полузатонувший в песке американский танк, затем узкий пролив и, наконец, приветливые огни коммунистического мегаполиса [предположительно город Сямынь]. Очевидцы утверждают, что, если смотреть на город с помощью бинокля, то можно прочитать пропагандистские надписи «Две системы - один Китай». Местные рыбаки в возрасте вспоминают 50-70-е года, когда на пляжах этого острова было опасно находиться из-за регулярных обстрелов. Статья не упоминает важный нюанс тех обстрелов: они производились не произвольно, а через день, обеими сторонами по очереди. Другими словами, привыкнуть к графику и ловить рыбу было можно. Что касается визуальной пропаганды, то жители Тайваня уже скептически относятся к этому лозунгу из-за недавних репрессий в Гонконге: им стало очевидно, что коммунистическая диктатура двух систем в итоге не потерпит. Население Гонконга 7,4 миллиона. После 2021 эта территория потеряла мигрантами 144 т.ч.: британоизированные и поэтому свободолюбивые китайцы голосуют ногами, перебираясь в Великобританию и Тайвань.

В статье упоминается то, что вашингтонский аналитический центр (институт) CSIS смоделировал конфликт КНР с Тайванем. Если он начнется в 2026 году и если США решат помочь Тайваню, то США будут использовать Японию как опорную базу. США потеряют десяток кораблей и сотню самолетов. КНР потеряет свой амфибийный флот, все десантные средства и в итоге потерпит поражение. Общее число потерь всех сторон достигнет 30,000 солдат. Армия Тайваня останется нетронутой, не смотря на временную блокаду и ракетные удары по ПВО острова.

Упоминается украинский аналитик Юрий Пойта (Yurii Poita), который работает в Тайпейе в местном Институте исследований национальной обороны и безопасности. Он считает, что Тайвань и КНР пристально следят за развитием войны в Украине. «Если РФ удастся оккупировать часть Украины, сохранить свои завоевания и если Европа стерпит эти геополитические изменения, то это будет сигналом для КНР, что никто и пальцем не пошевелит ради Тайваня». Логично.

Тайвань и КНР уже давно как поддерживают близкие экономические связи. Для Тайваня КНР - это торговый партнер номер один. На острове длительное время считалось, что экономическое сотрудничество отдаляет войну. В статье утверждается, что нападение РФ на Украину изменило это укоренившееся представление и что на Тайване не так уже сильно надеются на положительные эффекты от перекрестной региональной торговли. Спорное утверждение. Я полагаю, что этот тайваньский ревизионизм (или ревизионизм автора статьи) ошибочен. Этого миротворца еще рано хоронить. С одной стороны, да, в своей недавней статье Хавьер Солана про РФ и Украину довольно убедительно показал, что этот предохранитель не сработал в Восточной Европе, но ситуации тут и там сильно различаются. РФ не напала на ЕС. В том силовом треугольнике РФ рассчитывала на молчаливое бездействие своего главного торгового партнера, обеспеченное шантажом двусторонней торговли в четверть триллиона евро в год. В то же время между РФ и Украиной сильной экономической интеграции не было, как это могло бы быть в рамках Таможенного Союза. Более того, Украина дала понять, что она дрейфует от ТС в сторону Ассоциации с ЕС. Торговые связи между Украиной и РФ истончались, и это расчищало препятствия на пути потенциального военного конфликта. Гипотетическое решение же Украины войти в ТС в 2013 году и пойти на экономическую интеграцию с РФ вероятность конфликта понижало. Между КНР и Тайванем такого увядания торговли пока еще нет (не смотря на то, что олухи Подсолнухи заморозили ратификацию CSSTA в 2014 году). Так что на Тайване преждевременно списывают этот предохранитель в утиль. Напротив, такого миротворца следует ценить.

В 2016 году на Тайване партия КМТ (Гоминьдан) проиграла выборы Демократической прогрессивной партии (ДПП). Ма Инцзю́ ушел, пришла Цай Инвэ́нь. В отличие от своего старшего северного брата, осторожная КНР не спешит с решительными действиями, боясь промахнуться, и ожидает выборов в январе 2024. Автор статьи ElPais считает, что если победит КМТ, то нынешний уровень напряженности в Тайваньском проливе снизится. Подразумевается, что КПК и КМТ легче находили общий язык с 1992 года, когда обеими сторонами был озвучен т.н. «консенсус о едином Китае». В том консенсусе было много двусмысленности и трюкачества с целью избежать катастрофы столкновения. Пример одного из таких трюков бесконфликтного сосуществования: в 2015 президент Ма Инцзю́ встречался в Сингапуре с председателем Ху Цзиньтао; они специально избегали называть друг друга «президентом/председателем», в итоге успешно сохранив свои лица.

Но настроения явно изменились после 2016 года. Эта смена не была связана с тем, что Цай, якобы, отказалась от консенсуса в пользу независимости. Все прежние договоренности и лозунги остаются в силе. Автор статьи считает, что КПК психологически менее комфортно общаться с ДПП. Возможно, что там поколенческий и ценностный тургеневский конфликт: в КМТ и КПК, возможно, имеется засилье пожилых пенсионеров из-за гаражей, тогда как ДПП представляет более молодых подсолнухов с сильно развитой тайваньской самоидентификацией, которая разительно укрепилась за последние 30 лет (в 1992 17% островитян считали себя «тайваньцами», сейчас 60%; число «китайцев» упало с 25% до 2%). Эта новая самоидентификация не означает «требования независимости», но приводит к ступору в общении, сравнимому с тем, что испытывают сейчас северные корейцы при взаимодействии с южными корейцами. Там у них практически уже два языка, если верить учебной программе Московского лингвистического университета имени матери Терезы Марии Терезии Мориса Тореза: вы можете изучать язык КНДР или язык Республики Корея. Если сверху добавить то, что с 1991 года обе Кореи получили полноценное членство в ООН, став самыми настоящими двумя независимыми государствами, то можно представить себе опасную траекторию, которую воображает в своей голове Си. Длительное раздельное проживание приводит к окончательному отчуждению и обособленному существованию. С 1947 по 1990 обе Кореи еще жили в иллюзорном «едином ооновском» государстве. Теоретически они могли воссоединиться. Но практически - они развелись. РК была готова развестись уже в 1973, когда предложила принять ее в ООН одновременно с КНДР, но та дипломатическая сделка была сорвана несгибаемыми патриотами из КНДР. Коммунисты не теряли надежды и придерживались концепции "Одной Кореи", тогда как РК по прошествии 24 лет уже была готова согласиться с "Двумя Кореями". В схожей ситуации никто из китайцев за 83 года еще не сломался, пока никто не предлагает "Два Китая", никто пока не требует развода, но подсолнухи уже колосятся. Си настороженно кружит маневрами вокруг острова, видимо, мечтая провернуть тот культурный храповик в обратном направлении, пока еще не поздно.

Вернемся к Солане и его статье, написанной на годовщину российского вторжения в Украину. Этого Хавьера злопамятные россияне хорошо знают как министра культуры Испании [и ни в какой-либо другой ипостаси].

Солана утверждает, что концепция «взаимозависимости» не сработала в случае РФ и не предотвратила войну в Украине. Солана пишет, что последние несколько десятилетий в ЕС (ЕЭС) эта концепция была очень популярной. Справедливо считалось, что она стала фундаментом успеха европейского объединения. Франция, ФРГ и Бенилюкс могли окрыситься друг на друга в своих автаркиях, но вынужденно подружились в рамках ЕОУС. В 1969 ее творчески развил Вилли Брандт для построения новых отношений с СССР: «разрядка» через «Остполитик». Западноевропейские руководители полагали, что торговля отдаляет войну. До поры до времени эти надежды не разбивались о практический опыт. До 2022 года эта концепция занимала привилегированное положение в умах европейских академических мыслителей. В 2022 году вдруг оказалось, что такой механистический подход не всегда работает. Нельзя просто начать торговать во все стороны и надеяться на то, что все сложится само собой. Оказалось, что для успеха «взаимозависимости» требуются ответственные руководители. Солана называет Путина безответственным политиком, который использовал сложившуюся «взаимозависимость» как инструмент принуждения, как оружие для достижения своих целей. Путин мог надеяться на то, что Запад сто раз подумает, прежде чем остро реагировать на нападение на Украину, подсчитает все про и контра, осознает свою энергетическую зависимость от РФ, осознает всю сложность предстоящей логистической перестройки и откажется от конфликта с РФ. Таким образом, эта концепция вывернулась наизнанку. Она, да, дает гарантию безопасности торговым партнерам, но она же повышает агрессивность безответственного руководителя в отношении третьей страны: агрессор надеется на бездействие опутанного зависимостями партнера. Это бездействие порождает соучастника. Этакий шантаж и современный институт заложничества. «Вам есть, что терять. Не на вас же напали. Успокойтесь». Требования гарантий безопасности тем самым трансформируются в гарантии безнаказанности.

Отправной точкой текущего конфликта бывший коллега Мединского называет осень 2013 года, когда Путин надавил на украинского президента Януковича и заставил того приостановить подготовительный процесс заключения договора о торговой Ассоциации Украины с ЕС [Адам Туз также считает, что события следует отсчитывать с 2013 года, как бы спрашивая нас, где мы были все эти десять лет]. Договор об Ассоциации стал детонатором. Солана напоминает, что за несколько дней до начала горячей фазы войны РФ против Украины проходила Конференция по безопасности в Мюнхене, на которой Украина была темой номер один. Все участники были обеспокоены тем, что происходило на ее границах, но участники саммита в целом отвергали возможность того, что Путин действительно начнет вооруженное вторжение в соседнюю страну. Это считалось маловероятным. Эти специалисты, застрявшие в своих штудиях на темы Холодной войны, сильно ошиблись в своих "холодных" оценках.

Мысль Соланы про концепцию взаимозависимости частично перекликается с тем, что писал несколько лет назад Кудрин: «Глобализация делает цену конфликтов неприемлемой».

Как мы видим сейчас, Кудрин очень сильно ошибался. [Как и политики накануне Первой мировой войны, что считали, что война быстро закончится, потому что сильно вредит торговле]. Это раньше считалось, что если ты недостаточно глобализовался, получай конфликт только лишь из-за того, что всем вокруг на тебя наплевать и никто за тебя не впишется. Например, Иран в 80-е был международным изгоем, и Ираку было относительно легко воевать против него. Хуссейн ручкался с Рамсфелдом, закупая американское оружие. Не помню, чтобы кто-нибудь тогда вступался за Иран все те года. Где вы были все те восемь лет?!

Цена конфликта оказалась приемлемой для глобализированной России. Пока не понятно, следствие ли это точного математического подсчета или куражный сезонный ва-банк.

Кудрин утверждал, что тревожным явлением стал низкий уровень взаимопроникновения экономик РФ и США, ведь в случае чего политические разногласия сразу берут верх и начинают доминировать в повестке. Вот тут Кудрин был прав, но он забыл описать отношения между ЕС и РФ, и тут экономическая пенетрация куда выше. Если США готовы ругаться с РФ с вполоборота, то ЕС будут долго запрягать. Если считать, что США постараются избегать односторонних шагов, будут создавать широкую коалицию на базе ООН и советоваться со своими европейскими союзниками, то низкий уровень торговли между Штатами и Россией уже не является столь уж тревожным симптомом. Всё упирается в Европу, в их выбор между принципами (долгой стратегией) или спокойной торговлей.

И вот что Кудрин совсем забыл упомянуть, так это вероятность того, что российское руководство в этой концепции «взаимопроникновения» увидит не только «гарантию безопасности для РФ», но и «гарантию безнаказанности» по проворачиванию украинского храповика в обратном направлении.

ЦСР, Кудрин, Тезисы внешней политики на 2017-2024 гг.;

Свежие тайваньские фотки:
https://elpais.com/eps/2023-04-16/taiwan-el-punto-caliente-donde-chocan-las-superpotencias.html

Солана учит жизни:
https://elpais.com/opinion/2023-02-23/la-interdependencia-en-el-mundo-de-hoy.html

Европейский Союз, Украина, Российская федерация, Китай

Previous post Next post
Up