Джавелины у них не той системы

Dec 17, 2022 09:25



Естественно, если бы была обнаружена танковая угроза, то самым очевидным противодействием ей стало бы создание противотанковых минных полей на всех направлениях возможного вторжения - узких дорог, проходящих через долины и редкие низменности, было не так уж и много. Соединенные Штаты не поставили ни одной противотанковой мины Сеулу до войны, хотя большие их запасы имелись в Японии. Соединенные Штаты поставили 140 57-мм противотанковых пушек и несколько сотен 2.36-дюймовых гранатометов - «базук» времен Второй мировой войны. Впрочем, с этими базуками прислали ограниченный боекомплект, они часто давали осечку, и пущенный заряд вообще мог не детонировать. Во время Второй мировой войны этот динамореактивный ручной гранатомет был разрекламирован как «чудо оружие», настоящая гроза и убийца танков. Его использовали на обоих театрах военных действий - европейском и тихоокеанском, но его практическое применение никогда не соответствовало его раздутой репутации. Хотя он оставался мощным средством поражения бункеров, дотов, бронетранспортеров, джипов, грузовиков и даже легких танков, «базука» не была в состоянии «убить» немецкий «Тигр» [German tiger tank] и, конечно, была полностью неэффективна против тяжело бронированного «Т-34» [Гастингс всё же пишет, что базука с двадцатой попытки останавливала Т-34, у которого отлетала гусеница]. Противотанковое 57-мм орудие демонстрировало схожую неэффективность, и Армия США перестала его использовать.

Неэффективность 2.36-дюймового гранатомета была известна годами, с первых же дней его использования во Второй мировой войне. В 1944 году началась разработка новой и улучшенной модели, и к августу 1948 в серийное производство пошел 3.5-дюймовый гранатомет. Новая модель под названием T80oE2 могла пробивать 12 дюймов брони, что было достаточно для Т-34 с его четырьмя дюймами бронеплиты. К 1950 году, до начала Корейской войны, этот 3.5-дюймовый гранатомет успели поставить только в Национальную гвардию США, но не в оккупационные войска США в Японии и не в армию Южной Кореи.

В свете того факта, что вторжение Северной Кореи было усилено на первом этапе как минимум 150 средними танками Т-34 (американцы оценивали, что всего Север потерял 767 Т-34, или 1327 танков всех типов за всю войну), любопытным является то, что ни американские, ни южнокорейские официальные лица не упоминали «средние танки» до самого последнего момента. Первое сообщение о наличие такого оружия у КНДР пришло через разведку Южной Кореи 10 мая, за 6 недель до начала войны [171].

[В первые дни войны Ачесон переписывается с послом США в Южной Корее Джоном Муччио. В этой переписке посол показывает, что он вообще не разбирается в военных делах и не имеет представления о военных возможностях сторон] Муччио сообщил, что не смотря на его протесты «бессвязно изъясняющийся» Ли Сын Ман, «перед лицом навалившихся на него несчастий, решил сегодня же переместить столицу в Тэджон». Ли, как и его войска на поле сражения, пребывал в ужасе от Т-34, который, как тогда казалось, было невозможно остановить. Муччио «попытался переубедить Ли оставить правительство в Сеуле, указывая на то, что там имелось оружие и войска, и что их нужно было бросить вперед для того, чтобы со всеми этими базуками, орудиями и минами остановить танки. Премьер-министр [Shin Song-mo] в ответ мне сообщил, что 57-мм орудия показали свою неспособность пробить броню северокорейских танков. Тогда я предложил чаще использовать мины».

Муччио в скобках поделился с госсеком своим соображением: «Я сомневаюсь, что утверждение премьер-министра верно. Дороги и мосты в Корее не рассчитаны на сверхтяжелые танки». Эти мысли посла указывают на то, что он не был проинформирован должным образом и вообще не понимал сложившуюся обстановку. Танковая угроза в лице Т-34 материализовалась в самый последний момент. На тот момент Южная Корея имела дело со средними Т-34, а не «сверхтяжелыми» танками. 57-мм пушка и 2.36-дюймовая базука были практически бесполезны против Т-34, а противотанковых мин в Южной Корее не было вообще [193].

… Президент [Трумэн] затем спросил, возможно, держа в голове недавнюю телеграмму Муччио, «может послать им больше базук и безоткатных орудий». Брэдли [председатель ОКНШ] сказал, что в наличии у Штатов имелось некоторое количество безоткатных орудий для быстрой передачи, хотя в боеприпасах к ним был дефицит. Брэдли промолчал про базуки.[196]

Richard C. Thornton, Odd Man Out, Truman, Stalin, Mao and the origins of the Korean War, 2000.

США, Корейская война

Previous post Next post
Up